Деловая игра по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:09, творческая работа

Описание

Проблема.«Как помочь ребёнку адаптироваться к школьной жизни»?

Цель. Оказание информационной помощи в проблеме адаптации первоклассника в школе.

Задачи.
Определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.
Разработать рекомендации в целях предупреждения школьной дезадаптации первоклассников.
Выбор поддержки ребёнка как педагогической стратегии поведения.

Работа состоит из  1 файл

delovaja igra Na poroge shkol'nojj zhizni..doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)
 

ОБОСНОВАНИЕ. 

Проблема.«Как  помочь ребёнку  адаптироваться к школьной жизни»?

 Цель. Оказание информационной помощи в проблеме адаптации первоклассника в школе.

Задачи.

  1. Определить наиболее  важные психологические характеристики ребенка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе. 
  2. Разработать рекомендации в целях предупреждения школьной дезадаптации первоклассников.
  3. Выбор поддержки ребёнка как педагогической стратегии поведения. 
 

Правила игры.

  1. Преподаватель задает вопрос. В группах идет обсуждение (1 минута). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Перподаватель подводит итог.
  2. В игре нет зрителей,  все участники.
  3. Следует строго соблюдать регламент, при превышении регламента выступающего прерывают.
  4. Нельзя повторять ранее сказанное.
  5. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.
 

Ход игры.

  1. Участники игры делятся на  три группы.

Знакомство  с правилами игры. Преподаватель  читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили. 

  1. Игра.

Преподаватель: Проблема психологической готовности к школе возникла несколько десятилетий назад  в связи  обострением  проблем  сохранения  здоровья  и  влияния   дезадаптации  на личностное развитие  первоклассника. Что же такое «готовность к школе»?  Почему же так необходимо  определить  готовность ребенка  до поступления в школу?  Попробуем разобраться.

  

  Итак, первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд,  «Идеальный» первоклассник?

  На  выполнение этого задания отводится  3 минуты.  Участники записывают качества на листах и зачитывают их преподавателю, который анализирует и обобщает ответы. 

  Преподаватель.

Второй  вопрос: «Чем, на ваш  взгляд, отличается первоклассник от дошкольника?»

  Если  игрокам требуется помощь, то педагог  может сказать: «Ребёнок идет в школу. Это значит, что ведущей деятельностью для  него стала учебная деятельность. Это происходит не потому, что так захотели взрослые, а  потому, что  игровая деятельность в основном исчерпала  свои возможности для развития.  Ребенок ещё долго будет играть и мы, взрослые,  собрались сегодня здесь, чтобы  поиграть, но  этап игры мы уже пережили,  и не она является  ведущей деятельностью».

  После высказывания мнений  педагог  обобщает ответы.

  Преподаватель.  Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребёнок не был  готов к школе.  Что же такое «психологическая готовность к школе»?

     Выслушав ответы участников, педагог при необходимости может добавить: «Психологическая готовность – это внутренняя позиция школьника, его  желание быть в новом статусе».

  Подводятся  итоги  по  содержанию высказываний.

  Педагог предлагает  зафиксировать  ответ на этот вопрос.

  На  доске – плакат с компонентами психологической готовности:

  Психологическая готовность  к школе:

  • Интеллектуальная;
  • Мотивационная;
  • волевая
  • коммуникативная
  • развитие мелкой моторики руки;
 

     Каждой группе раздаются карточки с педагогической ситуацией. И вопросами.  Время на подготовку 3 минуты. Далее выступает представитель от каждой группы. Остальные группы, если есть желание, дополняют  их ответ.

  Педагог. Первая ситуация такая. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок». 

  Вопросы. Нужно ли активизировать интерес ребенка  к окружающему  миру? Какими знаниями должен обладать ребенок 6-7 лет?

  Представитель группы отвечает на вопросы, после этого  педагог  подводит итог.

  Педагог зачитывает обобщенные качества, относящиеся к интеллектуальной готовности  «идеального»  первоклассника. (Ответ может звучать следующим образом:  «Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, памяти, развитость  зрительно-двигательной координации, пространственного анализа и синтеза, владение обобщением и сравнением.  Умение вербально изложить свои размышления  и определенный багаж  знаний  о себе и окружающем мире, который  позволил бы этим размышлениям возникнуть»). 

  Педагог. Следующий  вопрос.

    Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.

  .  Вопросы.  Будет  ли успешным обучение  ребенка в школе?  Каковы  ваши рекомендации  по  формированию  мотивационной   готовности?   

  Педагог.  Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью- познавательной.  Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.   

  После этой информации зачитываются обобщенные качества «идеального»  первоклассника (мотивационная готовность – складывается из двух мотивов: познавательного и  социального ). 

Педагог. Следующий вопрос.

  Ситуация . Сережа  был довольно развитым мальчиком..  К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то что он пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.

    Вопросы.  Что послужило причиной неуспехов в школе? Каковы ваши рекомендации  по формированию волевой готовности?

  Представитель группы отвечает на вопросы.

  Педагог зачитывают обобщенные качества «идеального»   первоклассника  в сфере волевой готовности: «Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого  усилия. 

  Мозговой  штурм.

  Какие могут быть   недостатки  в развитии ребенка? 

  Что  может  вызвать эти  недостатки?

  В результате недостатков в развитии ребенка, наш первоклассник начинает испытывать трудности. Какие это  трудности?

  По  каким внешним проявлениям  мы узнаем об испытываемых трудностях?

    Это первичные проявления, а к чему это приведет?  (вторичные проявления).

  Я предлагаю все  ваши  ответы  зафиксировать  в  форме  схемы.  Выкладываю  элементы «Схемы  возникновения  школьной  дезадаптации»  (Лускановой Н.),  уже названные  в  ходе мозгового  штурма  и  заканчиваю  её,  сообщая   следующую  информацию.

  Из-за этого  всего  появится нежелание  ходить в школу, отказ от учебы, плаксивость, болезненность, что приводит к состоянию  эмоционального дискомфорта  и СОМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЯМ.

  На  этом влияние школьной дезадаптации не прекращается. Дальше мы получаем  формирование негативных личностных качеств,  формирование асоциальной направленности, правонарушения,  ВОЗНИКНОВЕНИЕ  СОМАТИЧЕСКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ. 

  Ведущий.  Следующие вопросы я  адресую  всем  нашим  группам.  Какова, на ваш взгляд, роль родителей  в преодолении трудностей, связанных с адаптацией первоклассников?  Что необходимо делать родителям?

  Ответы  участников  игры.

  Из  всего вами сказанного можно выделить особо следующее: необходима стратегия поведения, создающая атмосферу взаимного доверия, формирующая у ребенка уважение к себе.  

  Эта стратегия называется «стратегия поддержки».  

  Психологический смысл поддержки  другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы    видите       позитивные стороны его личности, на которые он  может опереться  при  ошибках и неудачах. Это значит  и  то,  что   следует  любить ребенка не за то, что он красивый, умный ,  а  просто  так, за  то,  что он  есть.   

  Мы  поможем нашим  детям общаться с  нами, если наше отношение  к ним будет  включать:

  • Принятие,
  • внимание,
  • признание (уважение),
  • одобрение,
  • теплые чувства
 

  Признание должно выражаться в  настоящем времени  и описывать события  настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше не убирал  так в своей комнате?» или  «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь убирать так,  как сегодня».

  Особенно  хотелось бы  сказать  о роли теплой эмоциональной  атмосферы в вашем  доме. Её главное  условие – дружелюбный тон общения.  Этому послужат несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком.  Кроме того,  считается, что у творческих родителей – творческие дети. Творите – и будете здоровы. 

  Предлагаю всем группам найти  и продемонстрировать способы поведения в следующей  ситуации.

  Ситуация. «У двоечника снова двойка».  Для  этого  необходимо  каждой  группе  выбрать, кто  будет  выполнять  роль  учителей,  а кто роль  ребенка.  Так  что  же делать,  если  ребенок  получил  «2»?

  Например,  найти  в  этой ситуации  плюсы  и  минусы  для  себя  и  ребенка.  Примером  может  быть  видеосюжет из «Ералаша»,  где  полученной  двойкой  восхищаются  все  родственники  и  решают  написать  дяде  на лесоповал, что «смена  растет».  На  что мальчик отвечает:  «Ну,  уж  нет».  И садится за  учебники.

    ( Творческий  подход). 

  В  следующем  примере  ребенок  хорошо  учится,  но  получил «2»  и  очень расстроен. 

    ( Стратегия  сотрудничества).

   

  Педагог подводит итог игры и предлагает участникам краткий конспект  рекомендаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деловая игра по педагогике