Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:16, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
 проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;

Содержание

План:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§ 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы. . . . .

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 276.50 Кб (Скачать документ)

1.       Если  кто-то  относится  к  тебе  не  очень  хорошо,  то

а)  ты  прощаешь  ему  это,

б)  ты  относишься  к  нему  также.

3 А  класс.  Этот  вопрос  разделил  класс  пополам:  по  10  человек  выбрали  варианты  а)  и  б).  Вообще  же,  этот  вопрос  достаточно  сложен  даже  для  многих  взрослых  людей,  но  в  данном  случае  мы  не  предлагаем  ребенку  рассуждать,  как  нужно  поступать,  а  просим  его  вспомнить,  чем  на  «не  очень  хорошее»  к  нему  отношение  отвечает  он.  Оказалось,  что  50%  детей  этого  класса  считает,  что  нужно  прощать,  и  50%,  что  нужно  отвечать  тем  же,  и  соответственно  своей  установке  поступают.

3 В  класс.  В  этом  классе  вариант  а)  выбрали  16  человек  (73%)  и  6  человек  (27%)  –  б).

Таким  образом,  ответы  на  этот  вопрос  показали,  что  в  3 В  класса  больше  учащихся,  склонных  прощать  плохое  отношение  к  себе  других  людей,  чем  отвечать  тем  же.  А  это  свидетельствует  о  большей  эффективности  работы  учителя  данного  класса  по  формированию  мотивов  нравственного  поведения,  чем  учителя  3 А  класса.

2.       Когда  кто-то  из  детей  просит  тебя  помочь  на  контрольной,

а)  ты  говоришь,  чтобы  он  сам  все  решал,

б)  ты  помогаешь,  когда  не  видит  учитель.

3 А  класс.    При  ответе  на  этот  вопрос  вариант  а)  выбрали  9  человек  (45%),  а  вариант  б)  –  11  (55%).  С  одной  стороны  можно  было  бы  говорить  о  сформированности  мотива  оказания  помощи  у  этих  11-ти  детей,  но  с  другой  стороны  (и  это  наиболее  важно)  оказывается,  что  лишь  9  человек  в  классе  не  только  знают,  что  на  контрольной  работе  подсказывать  нельзя,  но  и  применяют  это  знание  в  своем  поведении.  Подсказка  может  быть  и  порождена  мотивом  оказания  помощи,  однако  в  тот  момент,  когда  проверяются  знания  каждого,  о  таком  мотиве  говорить  неуместно.  Скорее  всего,  дети  помогают  друг  другу  на  контрольной,  чтобы  одноклассники  не  думали,  будто  они  специально  не  хотят  помочь  и  не  считали  их  «единоличниками».

3 В  класс.  Дети  этого  класса  лучше  знают,  что  помогать  на  контрольной  нельзя.  Вариант  а)  выбрали  18  человек,  а  это  составляет  примерно  82%.  И  только  4  человека  выбрали  вариант  б),  то  есть  18%.

Необходимо  отметить,  что  дети  3 В  класса  с  первого  дня  в  школе  были  рассажены  по  одному.  Возможно,  это  и  обусловливает  склонность  детей  не  помогать  на  проверочных  работах  друг  другу:  они  не  могут  сделать  это  незаметно  от  учителя.  В  беседе  с  учителем  этого  класса  выяснилось,  что  именно  для  того,  чтобы  предотвратить  подсказки,  парты  были  раздвинуты  (в  классах  начальной  школы  они  рассчитаны  на  одного  человека).  Такая  же  возможность  была  и  учителя  3 А  класса,  однако,  она  не  была  использована.  На  наш  взгляд,  прием  учителя  3 В  класса,  хоть  и  жесткий,  сформировал  привычку  не  помогать  на  контрольной  (в  теоретической  части  исследования  было  раскрыто  значение  привычки  в  поведении  человека).  Таким  образом,  речь  в  данном  случае  идет  уже  не  о  сформированности  мотива,  а  о  переходе  его  в  привычку,  что,  несомненно,  является  высоким  показателем  работы  учителя.

3.       Если  мама  на  тебя  сердится,  то

а)  у  тебя  ощущение,  что  ты  сделал  что-то  не  так,

б)  ты  думаешь,  что  она  ошибается.

3 А  класс.  В  данном  случае  12  человек  (60%)  выбрали  вариант  а),  что  свидетельствует  о  том,  что  они  склонны  анализировать  свои  поступки,  вызывающие  недовольство  мамы,  а  8  человек  (40%)  из  20  обычно  ссылаются  на  ошибочность  ее  мнения  по  поводу  их  поведения  (выбрали  второй  вариант).  Можно  сказать,  что  у  этих  8-ми  человек  не  сформирован  внутренний  контроль  действий.  Эти  дети  пока  не  могут  осознать  нравственное  и  безнравственное  в  поступке  и  склонны  поступать  «по  настроению»,  а  при  указании  на  ошибку  оставаться  при  своем  мнении,  зачастую  неверном,  и  не  анализировать  поступок.

3 В  класс.  Большинство  детей  выбрали  вариант  а):  16  человек  (73%)  против  6  человек  (27%).  Здесь  склонность  к  анализу  своего  поступка  выявилась  у  большего  числа  учащихся,  чем  в  предыдущем  классе,  то  есть  уровень  сформированности  мотивов  нравственного  поведения  в  3 В  классе  оказался  на  13%  выше.

4.       Когда  мама  зовет  тебя  домой,  ты

а)  идешь  сразу  же,

б)  продолжаешь  играть  еще  немного.

3 А  класс.  11  человек  ответили,  что  идут  сразу  же  (55%),  9  человек  (45%),  что  продолжают  заниматься  своим  делом.  Данный  вопрос  (впрочем,  как  и  предыдущий)  скорее  отражает  результат  домашнего  воспитания,  однако  классный  руководитель,  поддерживая  связь  с  семьей  ребенка,  должен  уделять  много  внимания  воспитанию  в  детях  и  чувства  уважения  к  взрослым,  и  послушания.  По  ответам  детей  можно  предположить,  что  либо  педагог  уделял  не  достаточно  внимания  этому,  либо  только  половина  детей  усвоила  это  к  концу  3-го  класса,  поскольку  установки  учителя  не  получали  поддержки  со  стороны  родителей.

3 В  класс.  19  человек  (86%)  выбрали  вариант  а),  3  человека  (14%)  –  б).  Можно  предположить,  что  такой  результат  воспитания  был  достигнут  учителем  поскольку  он  не  ссылался  только  на  домашнее  воспитание,  а  целенаправленно  проводил  работу  по  формированию  чувства  уважения  к  взрослым,  которое  включает  и  послушание.

5.       Если  ты  знаешь,  что  тебя  могут  наказать  за  что-то,

а)  ты  тревожишься,

б)  тебя  это  не  волнует.

Этот  вопрос  как  бы  дублирует  вопрос  №3.  Но  если  там  ребенку  предлагалось  вспомнить  момент,  когда  мама  уже  сердится,  то  здесь  –  ситуация,  когда  никто  еще  не  знает  о  его  поступке.  Она  позволяет  выяснить,  способен  ли  он  осознать  свой  поступок  как  плохой  раньше,  чем  ему  кто-то  укажет  на  это.

3 А  класс.  Оказалось,  что  тревожатся  о  наказании  12  человек  (60%),  то  есть  осознают  ошибку.  Так  или  иначе,  угроза  наказания,  хотя  и  является  способом  лишь  внешнего  контроля  поведения  и  не  достаточно  эффективным,  для  этих  детей  все  же  стимулирует  нравственное  поведение.  8  человек  (40%)  не  переживают  по  поводу  возможного  наказания,  поскольку,  видимо,  не  в  состоянии  усмотреть  безнравственное  в  поступке.

3 В  класс.  17  человек  этого  класса  способны  оценить  поступок  как  плохой  раньше,  чем  ему  укажут  на  это,  поэтому  по  каким-то  причинам  совершив  плохой  поступок,  они  тревожатся  о  наказании  (77%).  Остальные  5  человек  (23%)  не  волнуются.  Разница  в  процентном  соотношении  выборов  варианта  а)  17%,  то  есть  умение  анализировать  поступок  лучше  развито  у  учащихся  3 В  класса.

Итак,  обозначим  графически  результаты  анкетирования  по  каждому  вопросу:  общее  количество  учащихся  обозначим  в  виде  круга,  белый  сектор  которого  будет  показывать  количество  учащихся,  выбравших  вариант  а),  а  черный  –  вариант  б).






3 А  класс.

1.                 2.                  3.                 4.                  5.

Видим,  что  белый  сектор  занимает  в  1  вопросе  половину,  а  в  3,  4  и  5  вопросах  –  больше  половины  круга,  хотя  и  ненамного.  Это  говорит  о  том,  что  большая  часть  опрошенных  детей  склонны  поступать  нравственно.  Мы  можем  проверить  этот  результат  и  с  помощью  цифр.  Так,  например,  вариант  а)  во  всех  вопросах  выбрал  1  человек  (5%),  в  четырех  –  6  человек  (30%),  в  трех  –  5  (25%).  Таким  образом,  хотя  бы  в  трех  вопросах  выбрали  вариант  а)  12  учащихся  (60%).

С  другой  стороны  только  в  двух  вопросах  первый  вариант  ответа,  свидетельствующий  о  склонности  ребенка  поступать  нравственно,  выбрали  4  человека  (20%),  только  в  одном  –  2  (10%).  Были  дети  (2  человека,  то  есть  10%),  которые  во  всех  вопросах  выбрали  вариант  б).  Таким  образом,  малая  склонность  поступать  нравственно  выявлена  у  8  учащихся  3 А  класса,  что  составляет  40%  опрошенных.






3 В  класс.

1.                 2.                  3.                 4.                  5.

В  данном  случае  мы  видим,  что  белый  сектор  занимает  гораздо  больше  половины  круга  во  всех  вопросах.  Во  всех  вопросах  выбрали  вариант  а)  8  учащихся,  в  четырех – тоже  8  (36%),  в  трех  вопросах  –  4  человека  (18%).  Таким  образом,  хотя  бы  в  трех  вопросах  выбрали  вариант  а)  20  человек,  что  составляет  90%  от  общего  количества  учащихся  (против  60%  в  3 А  классе!).

Хотя  бы  в  двух  вопросах  выбрали  а)  только  2  человека  (10%).  Не  оказалось  ни  одного  человека,  который  во  всех  вопросах  отметил  бы  вариант  б).  То есть у 10% опрошенных в этом классе детей выявлен низкий уровень сфор-       мированности  мотивов  нравственного  поведения,  в  то  время  как  в  3 А  классе  у  40% (!).

На  этом  основании  мы  может  сделать  вывод,  что  у  учителя  этого  класса большее  разнообразие  в  выборе  методов  формирования  нравственных  мотивов  показало  и  более  высокий  результат,  что  подтверждает  наше  предположение.

В  данном  исследовании  мы  не  ставили  цель  выявить  конкретных  учеников,  склонных  или  не  склонных  поступать  нравственно,  поэтому  анкетирование  проводилось  анонимно.  Учителю  же  нужно  знать  учеников,  у  которых  мотивы  нравственного  поведения  слабы,  поэтому  дети  должны  подписать  анкеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В  соответствии  с  поставленными  в  начале  исследования  задачами  были  1)  проанализированы  ключевые  понятие  исследования:

      мотив  –  это  внутренняя  устойчивая  психологическая  причина  поведения,

      мотивы  условно  делятся  на  смыслообразующие  и  мотивы-стимулы,

      мотивация  –  процесс  образования,  формирования  мотивов,  характеристика  процесса,  который  стимулирует  и  поддерживает  поведенческую  активность  на  определенном  уровне,

      поведение  –  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание,

      нравственное  поведение  характеризуется  тем,  что  оно  у  каждого  определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий;

3)     выявлены  особенности  мотивационной  сферы  младших  школьников:

      этот возраст характеризует повышенная восприимчивость к усвоению нрав-    ственных  правил  и  норм,

      дети  начинают  активно  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  носит  ситуативный  характер;

3)  проанализированы  методы  формирования  мотивов  нравственного  поведения:

      первые  этап  формирования  мотивов  нравственного  поведения  –  это  формирование  смыслообразующих  мотивов,

      к  влияниям,  которые  создают  нравственные  установки,  смыслообразующие мотивы,  отношения,  формируют  представления,  понятия,  идеи  относятся  методы,  получившие  общее  название  методов  формирования  сознания  личности,

      методы  этой  группы  очень  важны  и  для  успешного  прохождения  следующего  важного  этапа  воспитательного  процесса  –  формирования  чувств,  эмоционального  переживания  требуемого  поведения,

      в  начальной  школе  для  формирования  мотивов  нравственного  поведения  часто  используются  такие  методы,  как  рассказ  на  этическую  тему,  разъяснение,  внушение,  этическая  беседа,  пример;

В  результате  проведенного  исследования  были  получены  данные  об  уровне сформированности  мотивов  нравственного  поведения  у  учащихся  3 А  и  3 В  классов.  Более  высокий  уровень  обнаружен  у  учащихся  3 В  класса,  что  обусловлено  большим  разнообразием  методов  и  приемов,  используемых  учителем  данного  класса.  Это  подтвердило  выдвинутую  в  начале  исследования  гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  изученной  литературы:

1. Азбука  нравственного  воспитания/ Под  ред.  И.  А.  Каирова,  О.  С.  Богдановой. – М.: Просвещение, 1975;

2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

3. Асеев  В.  Г.  Мотивация  поведения  и  формирование  личности. – М.: 1976;

4. Болдырев  Н.  И.  Методика  воспитательной  работы  в  школе. – 2-е  изд. – М., 1979;

5. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы:  Учеб.  пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986;

6. Виноградова  Н.  Д.  Привычка  –  основа  нравственного  воспитания// Педагогика, 1997, №5;

7. Вицлак  Г.  Оценка  поведения  и  характеристика  учащегося:  Кн.  для  учителя:  Пер.  с  нем. – М.: Просвещение, 1986;

8. Гавриловец  К.  В.,  Казимирская  И.  И.  Нравственно-эстетическое  воспитание  школьников:  Кн.  для  учителя. – 2-е  изд.,  доп.  и  перераб. – Минск: Нар. асвета, 1988;

9. Галузинский  В.  М.  Индивидуальный  подход  в  воспитании  учащихся. – Киев: Радянська  школа, 1982;

10. Зосимовский  А.  В.  Нравственное  воспитание  и  учитель  в  условиях  социальных  перемен// Педагогика, 1998, №7;

11. Кузнецова  Л.  В.  Гармоническое  развитие  личности  младшего  школьника: Кн.  для  учителя. – М.: Просвещение, 1988;

Информация о работе Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников