Диагностические методики изучения классного коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:09, контрольная работа

Описание

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Работа состоит из  1 файл

Диагностические методики изучения классного коллектива.doc

— 38.50 Кб (Скачать документ)

Диагностические методики изучения классного  коллектива

 

      Начиная работу с детским коллективом  впервые в жизни или продолжая  работу с детьми, классному руководителю  всегда очень важно знать, как  относятся друг к другу все  члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

 

       Диагностическая методика № 1. «Фотография»

       Учащимся класса предлагается  выступить в роли «фотографов»  и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса  получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

       Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»

       Учащимся предлагается построить  класс на урок физкультуры.  Главное требование — учащиеся  не имеют права строить учащихся  по росту. На листах бумаги  ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

       Данная методика позволяет определить  степень самооценки каждого ученика,  степень его включенности в  жизнь класса.

       Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»

       Учащимся класса предлагается  построить на листке бумаги  многоэтажный дом и заселить  его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники  и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить  привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

       Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»

       Учащимся класса предлагается  представить себе, что они находятся  на необитаемом острове. Жизнь  на острове трудная, помощи  ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

       Классному руководителю следует  обратить внимание на то, каким  будет содержание письма, к кому  будут эти письма обращены.

       Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»

       Классный руководитель предлагает  учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:Школьная неделя  Значимые события

я класс

1-ая   

2-ая   

.

.

.   

34-ая   

 

 

      Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»

       Учащимся класса  предлагается построить пьедестал  для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

 

 

 

 

      Данная методика позволяет увидеть  взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу,  определить нравственную сторону  взаимоотношений учащихся.

       Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»

       Учащимся класса предлагается  представить себе, что класс —  это маленькое государство, а  все ребята — представители  этого государства. Для этого  необходимо определить положение,  место и предполагаемую должность  каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

       Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»

       Ребятам предлагается листок, на  котором нарисованы круги, в  которые нужно вписать имена  одноклассников «по степени»  значимости для себя. В каждый  круг ребята должны вписать  не более трех имен своих  одноклассников.

       Диагностическая проективная методика № 9

       Учащимся предлагается определить  свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

       1.   Самый близкий мне человек  в классе, это...

       2.   Ребята, с которыми мне  приятно проводить свободное  от учебы время, это...

       3.   Ребята, которых мне приятно  видеть в своем доме, это...

       4.   Ребята, с которыми я хотел  бы общаться в школе, это...

       5.   Ребята, с которыми я хотел  бы общаться вне школы, это...

       6.   Ребята, с которыми я не  общаюсь, это...

       7.   Ребята, с которыми мне  приходиться общаться в школе  по необходимости, это...

       8.   Ребята, интересы которых  мне чужды, это...

       9.   Ребята, которые мне неприятны,  это...

       10. Ребята, которых я избегаю, это...

       Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»

       Учащимся класса предлагается  выступить в роли режиссера  и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть  снабжен текстом. Для того, чтобы  фильм получился, каждый должен  придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

       1.   Как называется фильм?

       2.   Где происходит действие  фильма?

       3.   Кто является главным  героем фильма?

       4.   Кто играет второстепенные роли в фильме?

       5.   Каким является фильм  по жанру?

       6.   Каков финал фильма?

       7.   В каком цвете снимался  фильм?

       Эту диагностическую методику  можно использовать в различных  вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.


Информация о работе Диагностические методики изучения классного коллектива