Диагностика акцентуации характера у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:21, тест

Описание

Предлагаемый опросник составлен из 88 вопросов, касающихся жизни подростка. Опросник предлагается подростку, на каждый вопрос он должен ответить «Да» или «Нет».

Работа состоит из  1 файл

ДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРАУ ПОДРОСТКА.docx

— 47.22 Кб (Скачать документ)

При контакте требуется гибкая тактика  в зависимости от фазы, в которой  находится подросток. При подъеме  – как гипертимными; при спаде  – ровное теплое отношение, избегать критики и наказаний, не фиксировать  внимание на неудачах. Напоминать о  том, что вскоре наступит подъем настроения.  

3. Лабильный (эмотивный+экзальтированный) тип 
 
Основные признаки. 
 
Частая, кажущаяся немотивированной смена настроения по нескольку раз в день. Чувствительность к чужому мнению о себе, обостренная ранимость. На "пустяковые", с точки зрения другого человека, раздражители может реагировать несообразно сильно. Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков. 
 
Причина дезадаптации, "слабое место". 
 
Неловкая шутка, замечание в адрес подростка, грубость в присутствии сверстников, неудача, даже оторвавшаяся от костюма пуговица. Особо значимы для подростков этого типа отвержение со стороны близких значимых людей, разлука и утрата близких. 
 
Форма проявления дезадаптации. 
 
Переживания самого пессимистического характера по мелким поводам, унылое и мрачное расположение духа в ответ на неловкую шутку, которую взрослые забудут мгновенно. Возможны острые аффективные реакции, депрессии, неврозы. Лабильному подростку свойственна способность к сильным, глубоким чувствам, искренняя привязанность и дружба к родным и близким. На почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии возможно совершение самоубийства. 
 
Типичные поведенческие возрастные реакции. 
 
Реакции эмансипации и группирования нестойкие подчинены перепадам настроения. Увлечения, в основном, информативно-коммуникативного характера - музыка, общение в компаниях, могут увлекаться заботой о домашних животных. Хобби могут носить и эгоцентрический характер, проявляющийся в стремлении понравиться окружающим, заслужить одобрение старших и сверстников. 
сексуальная активность проявляется в основном в в виде флирта и ухаживаний.  
 
 
возможные формы нарушения поведения. 
 
Делинквентное поведение не свойственно. Алкоголь могут принимать в компаниях,  в небольших больших дозах. Побеги совершают в основном вследствии избегания трудной ситуации, эмоционального отвержения, при побегах обычно не совершают правонарушений. Иногда побеги могут носить и демонстративный характер. Сексуальное влечение обычно малодифференцированно, в результате могут быть вовлечены более старшими в преходящий подростковый гомосексуализм. Возможно совершение аффективного самоубийства на почве эмоционольных переживаний.

Методы коррекции 

Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким может  стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего  эмоционального напряжения. Избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, почаще хвалить, ободрять подростка. 
 
 
4. Сензитивный (тревожный) тип 
 
Основные признаки. 
 
В детские годы свойственна пугливость, страх темноты или животных с обычным бегством от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры, с младшими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничижение может в 15-18 лет компенсироваться внешней бравадой. 
 
Причина дезадаптации. "слабое место". 
 
Новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена класса, школы, места жительства. Плохое отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания. Неблагоприятным типом является доминирующая гиперпротекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности, которая усугубляет неуверенность и ощущение несостоятельности. Воспитание с эмоциональным отвержением также усиливает чувство собственной неполноценности. Воспитание с повышенной моральной ответственностью усиливает черты сензитивности и впечатлительности. 
 
Форма проявления дезадаптации. 
 
Отгороженность от сверстников, избегание общения с новыми людьми в детские годы. В 16-19 лет характер может преобразиться, девочки из робких и краснеющих превращаются в заводил на дискотеках, мальчики могут бравировать своими недостатками перед учителями1 и родителями с целью преодолеть внутреннее чувство неполноценности. Могут стремиться стать старостами или редакторами стенных газет, но дезадаптируются, потерпев неудачу, так как не могут подтвердить своих амбиций в силу заниженной самооценки и неспособности утвердить себя. 
 
Типичные поведенческие возрастные реакции. 
 
Реакции эмансипации и группирования не свойственны. Часты реакции компенсации и гиперкомпенсации  в конфликты и драки могут вступать для преодоления внутренней неуверенности и робости. Увлечения носят, в основном, интеллектуально-эстетический характер -музыка (в том числе классическая), чтение, рисование. Возможны увлечения, носящие гиперкомпенсаторный характер - телесно-мануальные (спорт, восточные виды борьбы, бодибилдинг, шейпинг и пр.).  особенности сексуального поведения состоят в выраженных переживаниях и самообвинениях по поводу онанизма.  Чувство сексуальной неполноценности, на почве которого возможны попытки самоубийства.    

Возможные формы  нарушения поведения  

Делинквентное поведение не свойственно. Нарушения поведения, например, побеги возникают чаще в результате психических травм. Особенности сексуального поведения состоят в выраженных переживаниях и самообвинениях по поводу онанизма, чувстве сексуальной неполноценности. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных неудачных переживаний, чувства неполноценности. 
 
Методы коррекции. 
 
длительные разубеждения, опровергающие неполноценность. Возможна организация ситуаций, в которых подросток чувствует, что он "нужен другим", например, общественные поручения. 
 
 
5. Психастенический синдром 
 
Основные признаки. 
 
В детстве отличаются робостью, часто испытывают страхи, обычно проявляют "интеллектуальные" интересы. В подростковом возрасте - постоянная нерешительность. Принять решение или сделать выбор - самая трудная задача, причем после принятия решения вновь следуют долгие раздумья и сомнения о правильности сделанного шага. Люди этого типа - прирожденные пессимисты с опасением перед будущим и ожиданием неудач. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путем предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя. 
 
Причина дезадаптации, "слабое место". 
 
Ситуации повышенной ответственности и необходимость принятия быстрых решений.

 

Неблагоприятный тип воспитания.

Доминирующая гиперпротекция усиливает несамостоятельность и нерешительность. Семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции усиливает несамостоятельность и нерешительность этих подростков. Воспитание с повышенной моральной ответственностью приводит к усилению психастенических черт и может привести к неврозу с навязчивостями и страхами. 
 
Форма проявления дезадаптации. 
 
Декомпенсация проявляется редко, поскольку тревожные опасения касаются будущего, настоящие же трудности и невзгоды переносятся легко, с завидным спокойствием. Дезадаптация может проявляться в невротических заболеваниях. 
 
Типичные возрастные поведенческие реакции и формы. 
 
Реакции  эмансипации и группирования не свойственны. Наоборот, часто они проявляют патологическую привязанность к родителям, особенно к матери. Возможны реакции гиперкомпенсации в виде занятий спортом или появления утрированной решительности и безапелляционных суждений. Увлечения обычно носят интеллектуально-эстетический характер. Возможно и коллекционирование, обычно также для удовлетворения интеллектуальных интересов, а не собственно для накопительства.

 

Возможные нарушения  поведения.

 

Таким  подросткам не свойственны  возрастные реакции эмансипации  и группирования. Из особенностей сексуального поведения отмечается появление идей самообвинения по воводу онанизма. Самоубийства редки.  
Методы коррекции. 
 
Хорошо поддаются рациональному разубеждению. Однако склонность к самокопанию может свести метод убеждения на нет, так как лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрение живого восприятия, реальной деятельности. Возможно рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях. 
 
6. Шизоидный тип 
 
Основные признаки. 
 
С детских лет предпочитают играть в одиночестве. Такие дети тянутся к взрослым, где легче молчать и оставаться наедине с собой. Имеются трудности в сопереживании чужим радостям и печалям. Замкнут, не умеет вступать в неформальные контакты, внутренний мир такого подростка остается закрытым и непонятным окружающим 
 
Причины дезадаптации «слабое место». 
 
Помещение в группу сверстников, например, летний лагерь или дом отдыха может привести к дезадаптации. Негативная реакция возможна и на стремление вовлечь в беседу, активное желание окружающих поговорить "по душам". Стремление вовлечь в беседу, активное желание окружающих поговорить «по душам».

 

Неблагоприятный тип воспитания.

 Доминирующая гиперпротекция  может усилить чувство отгороженности от сверстников и чудаковатости.  На воспитание с эмоциональным отвержением реагирует уходом в себя, еще большей отгороженностью от людей, недоверием к ним.

 

Форма проявления дезадаптации. 
 
Полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны непонятные чудаковатые поступки. 
 
Типичные возрастные поведенческие реакции. 
 
Реакция эмансипации проявляется своеобразно - в форме социальной некомформности, критики в адрес существующих правил и норм. Увлечения проявляются очень ярко, часто весьма необычны и прихотливы. Преобладают интеллектуальные или эстетические увлечения, встречаются и телесно-мануальные хобби, например, занятия гимнастикой, йогой, велосипедные прогулки, игра на музыкальных инструментах.  
 
Возможные формы нарушения поведения.  
Делинквентное поведение редко, обычно правонарушения совершаются в одиночку.

Могут совершать асоциальные действия ради «борьбы за справедливость»  или ради какой-то идеи. Алкоголизация  встречается редко, алкоголь принимают  обычно для облегчения контактов  со сверстниками.  Склонны к приему других токсических веществ, поскольку те способны, по мнению подростков, усиливать способности к творчеству, фантазированию.

Внешняя «асексуальность» сочетается с анонимом, сексуальным фантазированием. Неумение ухаживать и вступать в контакты приводит к перверзиям – подглядывают за обнаженными половыми органами могут эксгибиционировать, совершать развратные действия над младшими, вступать в связь со случайными встречными.

 

Методы коррекции 

Подросткам этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это  сделать, если начать разговор с его  увлечений. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая, выслушать его, дать ему возможность  раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно  проще, чем общение в группе. Стоит  избегать помещения в группу, где  он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.

7.Эпилептоидный тип

Основные  признаки.  
 
склонность к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением «сорвать зло» на окружающих. В конфликте несдержан, агрессивен, груб.

 

Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, бережное соблюдение своих интересов  и пренебрежение чужими. С учителями льстив, угодлив, в компании сверстников - деспот. Часто обладает хорошими ручными навыками, в работе аккуратен, старателен. Склонен к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих. В конфликте не сдержан, агрессивен, драчлив, груб. В семье может требовать от родителей возмещения «законной» доли имущества. С учителями льстив, угодлив, в компании сверстников – деспот. Свойственна вязкость, инертность, бережное соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. Часто обладает хорошими ручными навыками, в работе аккуратен, старателен.   
 
Причины дезадаптации «слабое место» 
 
Ущемление эгоистических интересов и привилегий, особенно материальных, а также ограничением возможности проявить деспотичную власть.

 

Неблагоприятный тип воспитания

Жестокое обращение, отсутствие эмоционального тепла в семье, жестокое обращение усиливает агрессивность и конфликтность, неумение сдерживать приступы гнева. 
 
Форма проявления дезадаптации. 
 
В ответ на провоцирующие факторы может в любой обстановке давать взрыв злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Подолгу не прощает обид. 
 
Типичные возрастные поведенческие реакции  
Реакция группирования заметна, группа дает подростку власть или позволяет извлечь личную выгоду. Увлечения носят чаще накопительный характер, рано приобщаются к коммерции. Делинквентное поведение связано обычно с корыстными целями, склонны к азартным играм, дающим возможность легкого обогащения.

Информация о работе Диагностика акцентуации характера у подростка