Диагностика в работе классного руковолителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:35, статья

Описание

Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Он должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс.
Как изучать учеников и класс? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем примеры наиболее приемлемых для практического использования методов диагностики.

Работа состоит из  1 файл

Диагностика в работе классного руководителя.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

Диагностика в работе классного руководителя

 

Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Он должен изучать самого ребенка, его  семью, его окружение, класс.

Как изучать учеников и класс? Наука  предлагает большой арсенал методов  диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем примеры наиболее приемлемых для практического использования методов диагностики.

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.

Анкетирование и опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, мотивах деятельности ученика. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Следует делать первичную обработку  данных анкет и последующую, вторичную. Сначала содержание анкеты каждого  ученика переносится в таблицу.

 

Фамилии учеников

Номера вопросов

1

2

3

1. Андреев

сверстники

дразнят

товарищи во дворе

2. Бабкин

родители

не понимают

товарищи по классу


 

Фамилии девочек и мальчиков  лучше писать отдельными группами из-за особенностей, обусловленных полом.

Вторичная обработка состоит, по существу, в анализе данных: распределение по группам, выделение типичного и особенного, объяснения причин. Последенее потребует использования знаний об учениках из других источников (наблюдения, беседы).

Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает отработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, мы задали открытый вопрос: «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор по вечерам?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.

Тест – стандартизованное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об  ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другом группе диагностик основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросы, составляющих так называемые опросники. Третья группа – проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.

Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные методики может применять и классный руководитель. К таким тестам относят: методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.

Эти тесты не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеников определенных ситуаций, отношениях, оценку шкалы, себя, окружения, его моральные позиции. В качестве примера приведем незаконченные предложения из теста (Ж.Нюттен - А.Б.Орлов), цель которого – выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.

  1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто …
  2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
  3. Больше всего я люблю, когда учитель…
  4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
  5. Больше всего мне нравиться школа за то, что…
  6. Я не люблю школу за то, что…
  7. Мне радостно, когда в школе…
  8. Я боюсь, когда в школе…
  9. Я хотел бы, чтобы в школе..
  10. Я не хотел, чтобы в школе…
  11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
  12. Если я невнимателен на уроке, я…
  13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я…
  14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
  15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
  16. Мне всегда интересно, когда на уроке…
  17. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
  18. Я лучше понимаю, когда на уроке…

Полученные данные можно свести в таблицу, выделяя характерные  и единичные ответы. Материал можно  использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Правила профессиональной этики при проведении педагогической диагностики

1. Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому, создать искреннюю, доверительную атмосферу.

2. Предлагая учащимся честно  и искренне отвечать на вопросы,  необходимо убедить их, что их  не будут преследовать за частные  ответы.

3. Анкеты чаще всего следует  делать анонимными (но надо оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест на смелость и мужество для самого ребенка).

4. Подсчет мнений должен быть  честным, объективным, учитывать типичные ответы и суждения.

4. Результаты обязательно  должны быть доведены не только  до сведения педагогов, но и  до самих учащихся (с их согласия), которым следует сообщить о тех выводах, что сделал для себя педколлектив – любое анкетирование должно служить укреплению взаимоотношений воспитателя и воспитанников.

5. После обсуждения результатов  анкетирования следует предпринимать все меры, чтобы ни один из педагогов никоим образом (тем более прилюдно) не упрекнул детей, не опустился до угроз.

6. Не следует разглашать  полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе (семье). В особенности это касается социометрии.

7. Беседуя по результатам  анкетирования с учеником индивидуально,  следует подчеркивать и опираться  на его сильные стороны, мобилизируя  воспитанников на борьбу с  его слабыми сторонами. При  этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приемы работы над собой.

8. Выводы, почерпнутые из  анкет, необходимо проверять и  пополнять путем педагогических  наблюдений за поведением ребенка,  а также изучая мнения других  педагогов, родителей.

9. Полученную информацию  о ребенке следует учитывать  при организации уроков, внеурочных  и внеклассных мероприятий, дополнительного  образования детей.


Информация о работе Диагностика в работе классного руковолителя