Дидактические игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:39, контрольная работа

Описание

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности ребёнка: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Содержание

Теоретическая часть:
Значение дидактических игр
Структура дидактических игр
Виды дидактических игр
Руководство дидактическими играми детей
Сущность дидактических игр
Практическая часть:
Дидактические и развивающие игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 375.00 Кб (Скачать документ)

 В играх  младших детей игровые действия  одинаковы для всех участников. При распределении детей на  группы или при наличие ролей  игровые действия различны.  

 Различен  и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.  

 Одним из  элементов дидактической игры  являются правила. Они определяются  задачей обучения и содержанием  игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.  

Правила игры имеют  обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.  

 Воспитатель  должен осторожно пользоваться  правилами, не перегружать ими  игру, применять лишь необходимые  из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению  приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.  

 Бывает, что  нет необходимости напоминать  о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.  

 Правила  игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают  правильность своих действий  и действия товарищей, взаимоотношения  в игре.  

 Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.  

 Игровые  задачи, действия, правила, результат  игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

Руководство игрой  включает несколько этапов:

1 этап - воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама приглашает детей.

Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2 этап - воспитатель контролирует процесс игры. Закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3 этап - руководство дидактической игрой как самостоятельной деятельностью детей, влияние на варьирование игры, контроль за ее результатом и оценка, воспитатель может взять на себя роль партнера. Данный этап характерен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Стратегию взаимодействия взрослого с детьми в ходе игр  с правилами выделили Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Так, с 2, 5 до 4 лет у детей необходимо формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольно действовать по 1-2 простым правилам; 4,5-5,5 лет - формировать представление о выигрыше, установку на него. Умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре; 5,5-7 лет - формировать умения придумывать новые правила игры, договариваться об общих правилах.

 

5.Сущность дидактических игр

 

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть:

 

Целесообразное использование  дидактических игр позволяет  говорить об успешном развитии зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Определить условия  для оптимального развития зрительной  памяти детей старшего дошкольного  возраста;

2) Подобрать серию  дидактических игр для развития  зрительной памяти у детей  дошкольного возраста.

Для организации работы определились педагогические условия, способствующие развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного  возраста:

целенаправленную, систематическую  работу по развитию зрительной памяти;

со дружественную работу воспитателя с детьми, воспитателя с родителями и психологом;

самостоятельное проведение игр.

Для развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного  возраста можно использовать следующие  серии дидактических игр, предложенные З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой "Развивающие игры для детей дошкольного возраста", Л.М. Житниковой "Учите детей запоминать", Л.Ф. Тихомировой "Познавательные способности", Л.В. Фоминой по сенсорному развитию ("Нарисуй фигуры"; "Четвертый лишний"; "Нарисуем по памяти фигуры"; "Озорной котенок"; "Пуговицы"; "Запомни картинки"; "Кто быстрее соберет"; "Что изменилось?"; "Дверная скважина"; "Живописец"; "Узнай что это?"; "Паровозик"; "Парочки (птицы)"; "Что к чему?"; "Лото (цифры)"; "Домино"; "Построй такую же"; "Что исчезло?"; "Запомни порядок"; "Чей силуэт"; "Шкафчики"; "Кому что нужно?")

Дидактические игры целесообразно  проводить как в первую половину дня, так и во вторую, включать в  структуру занятий, обогащая предметно-игровую  среду, стимулируя возникновение интереса к дидактическим играм в свободное время. Большую роль играет эстетическое оформление игр, включение их различные виды деятельности, усложнение содержания игр (с наглядной опорой и без нее).

Работу по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного  возраста целесообразно разбить на три этапа:

1) развитие восприятия, способствующее накоплению представлений  о предметах и явлениях окружающей  действительности;

2) проведение дидактических  игр с постоянной опорой на  образец, направленных на развитие  зрительной памяти;

3) проведение дидактических игр с постепенным усложнением без постоянной, наглядной опоры на образец.

Решая задачу первого этапа нужно направить  работу на развитие восприятия, способствующего  накоплению представлений о предметах  и явлениях окружающей действительности. Зрительный канал ребенка, по которому поступает основная информация, часто перегружен, поэтому надо использовать и другие каналы. Содержанием работы могут стать тактильные упражнения, игры, направленные на различные операции с предметами, в которых ребенок узнает об их свойствах, научится видеть специфические качества, обогащающие его чувственный опыт.

С целью  закрепления знаний можно провести дидактические игры по сенсорному развитию, предложенные Л.В. Фоминой, А.К. Бондаренко из серии "Игры с предметами" для детей старшего дошкольного возраста ("Кто быстрее соберет?", "Дощечки", "Пуговицы", "Чудесный мешочек", "Из чего сделано", "Четвертый лишний"; "Найди такую же", "Найди пару").

Руководство развитием памяти детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими различного материала. Усложнение задач на сравнение, анализ, обобщение, классификацию позволит активизировать умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечить возможность непроизвольного запоминания ими разнообразных объектов.

На  втором этапе можно провести дидактические  игры с постоянной опорой на образец, предложенные З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой, З.М. Житниковой, Л.В. Фоминой: "Запомни порядок", "Пуговицы", "Запомни и нарисуй", "Путаница", "Найди такую же", "Чей  силуэт?", "Рисуем по памяти узоры", "Шкафчики", "Что исчезло?", "Кто ушел?", "Угадай, чего не стало?", "Что изменилось?", некоторые игры можно усложнить.

В перечисленных  играх связи между запоминаемыми  и припоминаемыми объектами помогает установить взрослый, который направляет и дает необходимые опоры для воспроизведения.

На  третьем этапе можно провести дидактические игры с постоянным усложнением без наглядной опоры, развивая у детей умение самостоятельно организовывать игру, выполнять роль ведущего, выполнять игровые правила.

Целенаправленная  работа по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного  возраста невозможна без со дружественной работы воспитателей и родителей. Работу необходимо проводить параллельно дома и в дошкольном образовательном учреждении. Для создания у родителей интереса к данной проблеме можно оформить стенд на тему "Что может запомнить Ваш ребёнок". Цель: обратить внимание родителей на развитие памяти своих детей, расширить знания родителей о значении памяти для умственного, физического, психического развития детей. Родителям можно предложить тест, по которому они смогут проверить, насколько хорошо развита зрительная память детей, различные игры и упражнения по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, которые они могут использовать в домашних условиях, дать список литературы, где они могут найти необходимую информацию по данной проблеме. Заинтересованность родителей, их участие положительным образом отразятся на развитии зрительной памяти у детей.

 

 

Описание содержания дидактических игр 
на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. 
 
Дидактические игры первого этапа:

1. « Кому что нужно для работы» 
 
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них. 
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам. 
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам. 
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.  
Количество профессий и орудий труда может быть разным. ( 8 – 10).  
 
2. « Создай образ»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз. 
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз. 
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз. 
Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных. 
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться. 
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).  
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.  
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами. 
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.

Информация о работе Дидактические игры в детском саду