Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:47, дипломная работа

Описание

Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые необходимы будущему школьнику.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

       Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые необходимы будущему школьнику.

     Поэтому самостоятельное применение математических знаний в новых условиях (игре), свидетельствует о прочном усвоении детьми этого возраста программного материала.

     Для участия в нашем исследовании были отобраны 9 детей подготовительной к школе группы (Приложение 1), равные по уровню развития. Констатирующий этап исследования проводился в спокойной, привычной для детей обстановке.

     Для определения уровня умения детей  самостоятельно применять усвоенные на занятиях математические знания в новых условиях воспитанникам были предложены 6 заданий, которые в целом составили дидактическую игру «Цирк».

     Цирк.

     Цель  игры: Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.

     Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы  ведущего.

     Правила игры. По сигналу ведущего подбирать  соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и  быстро.

     Материал. У каждого ребенка – конверт, в котором находятся числовые карточки.

     Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель – ведущий.

     Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк? 

     Для выявления уровня умений каждого ребенка мы составили таблицу, в которую поместили результаты ответов детей на каждое задание игры.

     Оценка  результатов задания по уровням.

     Низкий – 0–4 баллов;

     Средний – 5–9 баллов;

     Высокий – 10–12 баллов.

     Исходя  из результатов таблицы мы видим, что детей ответивших правильно  на все вопросы всех заданий нет (0%);

     частично  выполнивших задания – 9 детей или 100% из них:

  • 3 детей (33,3%) со средним уровнем умений
  • 6 детей (67,7%) с низким уровнем умений.

     Особенно  тяжело дались детям ответы на вопросы 3 и 4 задания. Дети при ответе на вопросы этих заданий вели себя растеряно, путались в своих ответах. Алеша С., Вика К., Вика Д., Женя Б., Толик С., не смогли вовремя ответить какое число больше и какое меньше 4 на 1, поэтому ответ на этот вопрос ими не был засчитан.

     При ответе на вопрос 4 задания 6 детей (Вика К., Вика Д., Данил С., Женя Б., Лена П, Толя С) ответили, что больше больших гусей, а меньше маленьких гусят. Это говорит о том, что с этими детьми мало ведется работа по определению независимости числа предметов от их величины. Причем эта работа не должна ограничивать только занятиями по математике, но и осуществляться и в свободной игровой деятельности детей.

     По  результатам заданий мы составили  диаграмму (Рис. 1) из которой видно какие задания вызвали затруднения у детей. 

     

     Рис. 1 Результаты качества выполнения заданий констатирующего этапа эксперимента

 

      Исходя из результатов констатирующего  этапа эксперимента мы наметили для  себя дальнейшую работу по повышению уровня умения самостоятельно применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры. 

     2.3 Методические рекомендации  к проведению дидактических  игр по воспитанию  звуковой культуры  речи 

     Игра  является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей.

     Игра  содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

  1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
  2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

     В обоих случаях цель игры должна формироваться  не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.

     Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе  и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатсво интонаций тоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи.[7]

     Организация дидактических игр педагогом  осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической  игры, ее проведение и анализ.

     В подготовку проведению дидактической  игры входят:

     1. отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов  (память, внимание, мышлении, речь) и  другие.;

     2. установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей  определенной возрастной группы;

     3. определение наиболее удобного  времени проведении дидактической  игры (процессе организованного  обучения на занятиях или в  свободное от занятий и других  режимных процессов время);

     4. выбор места для игры, где дети  могут спокойно играть, не мешая  другим.

     5. подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры;

     6. подготовка к игре самого воспитателя:  он должен изучить и осмыслить  весь ход игры, свое место в  игре, методы руководства игрой; [4, 21]

     Рассматривая  подробнее некоторые приемы и  методы руководства дидактическими играми нужно отметить. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактические задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

     Организация игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сближает их, укрепляет  их дружбу.

     Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале усваивается содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

     Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения.

     При отработке правильного звукопроизношения  педагогу необходимо четко знать  артикуляционный уклад каждого  звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.

     Когда артикуляционный уклад звука  будет педагогом усвоен, следует  заняться подбором артикуляционных  упражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.

     Обучая  детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести  с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий  кончик языка – лопаточка, узкий  кончик языка - иголочка и т.п.). в  последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.

     В дошкольных учреждениях нужно проводить  и артикуляционную гимнастику –  систему упражнений для речевых  органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

     У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому  следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционной гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

     Правильное  и систематическое проведение артикуляционной  гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной конструкции.

     Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного  возраста проводится ежедневно три  раза:

     В утренние часы, после занятий и  после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные  упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5минут.

     Комплекс  артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в  соответствии с разрабатываемым  звуком.

     В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.

     Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука.

     В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

     Знакомство  с новым артикуляционным упражнением  желательно начинать с небольшой  сюжетной зарисовки, затем педагог  предлагает выполнить упражнение (обязательно  с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

     После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а  по картинке. Педагог опять проверяет  правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.

     Артикуляционную гимнастику желательно проводить в  зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними –  педагог встает за их спины. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.

Информация о работе Дидактические игры