Дидактические принципы и закономерности воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа

Описание

Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Содержание

1 Введение 3
2 Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих
методов воспитания 4
3 Классификация методов воспитания 10
4 Выбор методов воспитания 12
5 Методы организации деятельности 16
6 Заключение 28
7 Литература 29

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок -- наказание» должна со-блюдаться неукоснительно. 

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл кото-рых -- выработать определенные положительные качества. 

7. Основа для применения метода наказания -- конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, да-леко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимо-сти от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, како-вы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным -- от самого легкого до самого сурового. 

8. Наказание -- сильнодействующий метод. Ошибку педа-гога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.  

9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воз-действия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда макси-мально индивидуализировано. 

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индиви-дуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанни-кам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют. 

11. Наказание требует педагогического такта, хорошего зна-ния возрастной психологии, а также понимания того, что од-ними наказаниями делу не помочь. Потому наказание приме-няется только в комплексе с другими методами воспитания. 

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятель-ности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нару-шать дисциплину и общественный порядок становится невы-годно, экономически накладно. Развитие общественных и эко-номических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жиз-ни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное вос-питание в развитых странах приобретает все более утилитар-ный характер и подчинено по сути одной главной цели -- най-ти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию. 

Педагоги используют напряженную общественно-экономи-ческую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необ-разованные люди имеют мало шансов занять хорошие должно-сти, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных ра-ботах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направлен-ность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, за-висят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспи-танными гражданами должны быть все. 

Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1) контракты, которые заключают воспи-танники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (програм-мы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Я считаю, что мне удалось раскрыть тему моей контрольной о методах воспитания. 

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие методы и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день. 

Задачи, поставленные мной в начале реферата, выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам: 

1. Понятие методов воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания, а также причины, которые определяют выбор методов воспитания 

2. Рассказано о том, как правильно выбирать метод воспитания. Проклассифицированы методы воспитания. 

3. Рассмотрены существующие методы организации деятельности, а также описана краткая характеристика методов организации деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с. 

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с. 

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания - М.: «Просвещение», 1985г. 

4. Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990г. 

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах - М, 1999г. 

6. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г. 

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Теория и практика воспитательных систем. - М; 1996г.

Информация о работе Дидактические принципы и закономерности воспитания