Дидактические средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
Заключение 27
Список источников 28
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Дидактические средства обучения111.docx

— 61.61 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Дидактические средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения

1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5

1.2. Классификация дидактических средств обучения 5

1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности

теоретического  обучения 11

Глава II. Организация учебного процесса с помощью дидактических средств обучения

2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17

2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22

2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических

средств обучения 2

Заключение 27

Список источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дидактические средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что педагоги недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями занятия, содержанием обучения, особенностями обучающихся.

Актуальность. В современной педагогической практике Образовательный процесс достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики – через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве – важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.

Некоторые недооценивают роль дидактических  средств обучения, что приводит к  недостаточной технической, технологической  оснащенности обучающегося. А отсюда у обучающихся могут развиваться такие негативные личностные проявления, как мнительность, отчуждение, отстраненность, интеллектуальный экстремизм (т.е. нестабильность гностическая, порождающая нестабильность психологическую), беспринципность, безыдейность.

Некоторые же неоправданно завышают их роль, что приводит к некоему пресыщению обучающегося объемом информации. Поэтому возникло противоречие между необходимостью формирования целостной личности и выбором одностороннего подхода к организации управления процессом развития личности обучающегося. И единственно верным может быть лишь разумное, пропорциональное сочетание различных средств обучения. Однако современное состояние данной теории отличается некоторой фрагментарностью. Нет исследования, в котором с позиции знаний, накопленных в педагогической науке на современном этапе, было бы прослежено зарождение и развитие идей использования дидактических средств в педагогической теории, что позволило бы определить перспективы их использования в современной педагогической практике. Поэтому возникла необходимость нового рассмотрения сущности дидактических средств обучения, их перспектив использования.

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе

Объект: учебный процесс.

Предмет: дидактические средства обучения.

Задачи:

  1. определить основные функции дидактических средств обучения;
  2. рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
  3. выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
  4. рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
  5. разработать занятие с применением дидактических средств обучения.

Методы  исследования:

- теоретические: анализ, обобщение,  сравнение;

- практические: проектирование, педагогическая беседа.

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических средств обучения

 

1.1. Понятие, функции и  классификация дидактических средств  обучения

Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяет два понятия:

1. Технические устройства, при помощи которых воспроизводится необходимая информация. К ним относят: проекционную и кинопроекционную аппаратуру; магнитофоны, проигрыватели; видеомагнитофоны; технические устройства для контроля знаний; телевизионные системы.

2. Дидактические средства обучения (носители учебной информации) – это источник получения знаний, формирования умений. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. К ним можно отнести кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, видеозаписи, программные средства для контроля знаний и т.п.

Понимаемые  таким образом дидактические  средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

1. познавательная функция – дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;

2. формирующая функция – дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;

3. дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п. Дидактическая функция в свою очередь может включать в себя ряд подфункций:

- наглядности,  обеспечивающей осознанность и  осмысленность воспринимаемой обучающимися учебной информации, формирование представлений и понятий;

- информативности,  поскольку средства обучения  являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;

- компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей  достижению цели с наименьшими  затратами сил и времени обучаемого;

- адаптивности, ориентированной на поддержание  благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстрации, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям обучающихся, плавную преемственность знаний;

- интегративности,  позволяющей рассматривать объект  или явление как часть и  как целое;

4. мотивационная  функция – дидактические средства  обеспечивают формирование устойчивой  мотивации учебной деятельности.

Перечисленные функции дидактических средств  пересекаются между собой и дополняют  друг друга. Так, например, в процессе ознакомления обучающихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у обучающихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе.

 

1.2. Классификация дидактических средств.

Существует  множество различных классификаций  дидактических средств. Обобщая результаты исследованияя различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения. Отдавая себе отчет в том, что этот недостаток действительно есть, наиболее целесообразно выбрать классификацию, основания которой связаны с характером воздействия дидактических средств на обучающегося. В соответствии с этим критерием дидактические средства подразделяются на:

- визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

- аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, пластинки, магнитофонные ленты;

- аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.

В процессе обучения визуальные и аудиальные средства, облегчают взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.

Визуальные  средства обучения обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

  1. служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3) проецировать на экран различные ситуации для развития речи;

4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

В процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими визуальными средствами обобщающего характера.

Естественные  образцы можно демонстрировать  в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).

Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много  достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют обучающимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда педагог располагает естественными образцами или их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, т. е. модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в разрезе (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

Аудиальные  средства обучения – это звукотехнические средства (аудиозаписи), позволяющие осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении, обладающие возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме, а также способствующие интенсификации учебного процесса.

Доля  аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе с обучающимися проигрыватели, радио и магнитофоны, которые увеличивают возможность использования аудиальных средств обучения. Эти средства оказывают педагогу неоценимую помощь на занятиях по различным предметам. Еще более важные дидактические функции выполняют аудиальные средства на занятиях по музыкальному воспитанию. Они становятся одним из главных средств формирования музыкальной культуры обучающихся, содействуют развитию интереса к музыке и пению, углублению чувства прекрасного, вырабатывают умение слушать музыку и подготавливают к занятиям ею.

Аудиовизуальные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. К ним относят радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонные кабинеты (специальные аудитории, оборудованные комплексом звукотехнической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся по овладению навыками устной речи, культурой речи родного языка, профессионально-исполнительскими навыками по специальности).

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в другие страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста обучающихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения. В связи с последним различают:

- фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок;

- целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы;

Информация о работе Дидактические средства обучения