Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 07:20, реферат

Описание

Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько – на занятия и др. А всё это во многом зависит от биологических ритмов.
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.
Интенсивность большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время.

Содержание

Введение 3
1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, году 6
1.1. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие 6
1.2. Биологические ритмы и их классификация 9
1.3. Состояние биологических ритмов 13
2. Типы изменения умственной работоспособности 15
2.1 Внимание 15
2.2 Память 16
2.3 Мышление 17
2.4 Речь 18
Выводы 20
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007 (2).docx

— 20.07 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение                                                                                                                                                                        3

1. Общие закономерности  изменения работоспособности студентов  в учебном дне, семестре, году                                                                                                                              6

1.1. Динамика работоспособности  студентов в учебном году и  факторы, ее определяющие                                                                                                                                            6

1.2. Биологические ритмы  и их классификация                                                                      9

1.3. Состояние биологических  ритмов                                                                                           13

2.  Типы изменения умственной работоспособности                 15

2.1 Внимание                 15

2.2 Память                 16

2.3 Мышление              17

2.4 Речь              18

Выводы              20

Список использованной литературы              21 

 

 

Введение

Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки  он затрачивает на отдых (сон), сколько  – на занятия и др. А всё  это во многом зависит от биологических  ритмов.

Все живые  организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.

Интенсивность большинства физиологических  процессов на протяжении суток имеет  тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром  лучше слышит, лучше различает  оттенки цветов.

Изучение биоритмов организма  человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.

В последнее время в нашей  стране и за рубежом проводятся большие  работы по исследованию биоритмов студентов, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в  основном на определение  возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть населения земного шара страдает от бессонницы.

Управление внутренними ритмами  человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения  ритма функционирования ряда органов  и систем его организма.

В ходе исторического развития человек  и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. Именно поэтому очень важно, чтобы  студент как можно больше придерживался  природных ритмов.

Одна из быстроразвивающихся наук XX века — биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме — отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.

А так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный  характер и предъявляют серьезные  требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное  отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто  является следствием незнания биологических  законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая и плодотворная научно-исследовательская, но и большая просветительская работа.

Цель, которую мы будем преследовать в этой работе – выявить влияние  биологических ритмов на общие и  умственные изменения работоспособности  студентов.

Основной нашей задачей при  написании работы является путь рассмотрения человека — его структурные и функциональные биологические и умственные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

 

1. Общие закономерности изменения  работоспособности студентов в  учебном дне, семестре, году.

1.1Динамика работоспособности студентов  в учебном году и факторы,  ее определяющие

Работоспособность определяется как  способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в  рамках заданных временных лимитов  и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кокретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они  не могут сразу сосредоточиться  и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает  оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными  колебаниями. Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется  изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период – период полной компенсации, характеризуется  появлением начальных признаков  утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной  мотивацией. В четвертом периоде  наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются  колебания волевого усилия, а также  колебания продуктивности учебной  деятельности. В пятом периоде  начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед  окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении  работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности  и угасания рабочей доминанты. Учебный  день студента кроме аудиторных занятий  включает самоподготовку. Наличие второго  подъема работоспособности объясняется  не только суточным ритмом, а главным  образом психологической установкой на выполнение учебных заданий. Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности  обусловлены и тем, что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением различных  видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и  другие)

2. Типы изменения умственной  работоспособности.

2.1 Внимание.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической  деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей  деятельности. Благодаря этому отражение  объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым. Чем  труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

С сосредоточенностью связана интенсивность  или напряженность внимания. Чем  больше интерес к деятельности (чем  больше осознание ее значения) и  чем труднее деятельность (чем  менее она знакома человеку), чем  больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет  внимание.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного  слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует также отметить, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.  

 

2.2 Память             

 Память – это способность  нервной системы длительное время  хранить информацию о событиях  внешнего мира и реакциях организма,  а также неоднократно выводить  эту информацию в область сознания  и поведения.             

 Память человека включает  четыре характеристики:             

1. запоминание (усвоение) информации;              

2. сохранение информации;             

3. извлечение информации;             

4. воспроизведение информации.

Указанные процессы не являются автономными  психическими способностями. Они формируются  в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала  связано с накоплением индивидуального  опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала  из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.              

 Память, таким образом, есть  важнейшая, определяющая характеристика  психической жизни личности. Никакое  актуальное действие немыслимо  вне процессов памяти, ибо протекание  любого, пусть даже самого элементарного  психического акта обязательно  предполагает удержание каждого  данного его элемента для "сцепления"  с последующими. без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие: человек оставался бы "вечно в положении новорожденного" (И.М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой  всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность  человеческой личности

2.3 Мышление

Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся  обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Целью мышления является приспособление к новым условиям на поведенческом  уровне и решение новых задач. Процессы мышления сводятся к образованию: 1) общих представлений и понятий; 2) суждений и умозаключений.             

 По форме мышление бывает  словесно-логическим (абстрактным), эмоциональным  (оценочным), практическим и т.  д. Сущность мышления составляет  мысленное моделирование человеком  различных событий. Мышление дает  возможность понять закономерности  материального мира, связи и отношения,  в которых находятся предметы  и явления, причинно-следственную  связь в общественно-исторических  событиях, закономерности психики  человека. Мышление носит обобщенный  характер, имеет дело с общими  и существенными признаками предметов.  Мышление дает возможность знать  и судить о том, что человек  непосредственно не наблюдает,  не воспринимает. Оно дает возможность  предвидеть ход событий, результаты  действий в будущем.


Информация о работе Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие