Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:23, реферат

Описание

Дистанционное образование – явление в сфере науки далеко не новое. На сегодняшний момент разработаны многочисленные программы для дистанционного обучения. Тем не менее, почему же дистанционное образование завоевывает популярность? Мы живем в век глобальных открытий, когда динамичный ритм жизни не позволяет расслабляться, появляется острая необходимость подстраиваться под быстро меняющуюся реальность. Новейшие технологии диктуют путь развития, по которому предстоит пройти нашему обществу.

Содержание

Введение 3
Организационно-методические модели ДО. 4
Организационно-технологические модели ДО 6
Электронный учебник ,как средство ДО 7
Литература 10

Работа состоит из  1 файл

АБРАМОВА С.Н.912.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

      Дистанционное образование – явление в сфере  науки далеко не новое. На сегодняшний  момент разработаны многочисленные программы для дистанционного обучения. Тем не менее, почему же дистанционное  образование завоевывает популярность?  Мы живем в век глобальных открытий, когда динамичный ритм жизни не позволяет расслабляться, появляется острая необходимость подстраиваться под быстро меняющуюся реальность. Новейшие технологии диктуют путь развития, по которому предстоит пройти нашему обществу. Жизнь в высокотехнологичную эру требует от человека постоянного совершенствования, самообучения и самообразования. Передовые технологии сейчас позволяют сделать образование доступным практически каждому, каждому, кто хочет и может учиться. Все большей значимостью в информационном процессе становятся электронные носители, делающие информацию более доступной для обучающихся, а развитие программных и интернет-технологий в образовании позволяют значительно расширить возможности традиционного обучения. В связи с этим возникло явление дистанционного образования, которое предполагает удаленную форму обучения, делая процесс получения знаний доступней, удобней, мобильней.  Во всем мире возможности дистанционного обучения используются в полной мере, в то время как в России дистанционное образование – явление инновационное, тем не менее, с большим потенциалом для развития.

      Организационно-методические модели ДО.

      Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

      Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.

      Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более  профессионально качественными  и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

      Автономные образовательные  учреждения, специально созданные для  целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

      Автономные обучающие  системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством  ТВ или радиопрограмм, а также  дополнительных печатных пособий. Примерами  такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

      Неформальное, интегрированное  дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы  на обучение взрослой аудитории, тех  людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

 

Организационно-технологические  модели ДО

      Единичная медиа - использование  какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

      Мультимедиа - использование  различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

      Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование  новых информационных технологий при  доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

         

 

Электронный учебник ,как средство ДО

      Электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их контролю.

      Основные  принципы ДО: установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим, без встречи и самостоятельное освоение знаний и навыков.

      Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются.

  1. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  2. усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
  3. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

      Главной проблемой развития ДО является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

      На  смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

      В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения.

      Успешное  создание и использование дистанционных  учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

      Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:

  • перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
  • учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
  • контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом. Изучение таким образом предмета школьного курса может быть использовано школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.

      Содержание  предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.

      Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических  тес тов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.

      Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных мате риалов для  учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

      1) информацию о системе дистанционного  обучения, методах ДО;

      2) биографическую информацию о  преподавателе;

      3) технологию построения учебного курса;

      4) цели курса;

      5) критерии окончания обучения;

      6) часы телефонных консультаций;

      7) описание экзаменов, проектов  письменных работ;

      8) другие инструкции.

      Электронный учебник, содержит собственно учебные  материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление о определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.

 

Литература

  1. Дистанционное обучение. Основы и история развития.

-(http://www.straher.ru/raznoe/poleznoe/distobuch_ref.html)

Информация о работе Дистанционное образование