Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:51, доклад
Отклонения в развитии речи ребёнка могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать слова изолированно и в различных комбинациях. Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния Вам понадобится сделать ребенку аудио-грамму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.
Если ребенок плохо говорит
Отклонения в развитии речи ребёнка могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать слова изолированно и в различных комбинациях. Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния Вам понадобится сделать ребенку аудио-грамму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.
Неговорящие (или плохоговорящие) дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу, и не всегда удается сразу выявить причину (причины), из-за которой(ых) задерживается появление речи. Но многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
Кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность коррекционный процесс охватывает вce основные формы детской деятельности, способствует формированию (в соответствии возрастом) познавательной деятельности, развитию высших психических функций, т.д. Программа занятий должна стимулировать познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интересов ребенка. Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребенка, учитывайте его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг. От того, насколько активно ребенок участвует в занятиях, зависят не только возможность преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.
Понимание. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ваш ребенок выполнить следующие инструкции: покажи зайчика, машину, собачку; возьми зайчика, машину, собачку; дай зайчика, машину, собачку; обними маму; поцелуй папу; пожалей бабушку; поиграй в ладушки; закрой глаза; помаши ручкой; возьми маму за руку и иди домой; налей в стакан воды и дай его бабушке; возьми у меня карандаши и убери их в шкаф; зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф; мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.
Стихи Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит. Выучите сами стихи, которые вы хотите разучить с ребенком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди и т.д.
Общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, каждый хочет понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания. Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время о несформированности механизма порождения речи.