Формирование ключевых компетенций у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:14, реферат

Описание

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 56.70 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение.  
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».  
 
I. Вопрос о ключевых компетенциях - предмет обсуждения во всем мире. 
Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»[1]. 
 
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. 
 
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. 
 
Прежде ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-basededucation - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию. 
 
1970-1990 гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. 
 
Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности». 
 
1. Виды компетентностей, по Дж. Равену:    

  • тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;    
  • тенденция контролировать свою деятельность;    
  • вовлечение эмоций в процесс деятельности;    
  • готовность и способность обучаться самостоятельно;    
  • поиск и использование обратной связи;    
  • уверенность в себе;    
  • самоконтроль;    
  • адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;    
  • склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;    
  • внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;     самостоятельность мышления, оригинальность;    
  • критическое мышление;    
  • готовность решать сложные вопросы;    
  • готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;     исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);    
  • готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;     отсутствие фатализма;    
  • готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;     знание того, как использовать инновации;    
  • уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;    
  • установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;    
  • настойчивость;    
  • использование ресурсов;    
  • доверие;    
  • отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;     способность принимать решения;    
  • персональная ответственность;    
  • способность к совместной работе ради достижения цели;    
  • способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;    
  • способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;    
  • стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;     готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;    
  • способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;    
  • способность эффективно работать в качестве подчиненного;    
  • терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;    
  • понимание плюралистической политики;    
  • готовность заниматься организационным и общественным планированием.  

2. Понятия «компетенция» и «компетентность» 
Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни..  
 
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.  
 
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта 
 
Появилась необходимость определиться в самом понятии "компетенция” и "ключевая компетенция”. Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.  
 
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.  
 
3. Составляющие элементы понятия "компетенция":      

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.     
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.      
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.      
  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.        
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.  
 
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.  
 
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.  
 
4. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.  
 
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.  
 
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей не выработано. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.  
 
5. Ключевые компетенции: европейский вариант 
Изучать:       

  • уметь извлекать пользу из опыта;       
  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;        организовывать свои собственные приемы изучения;        
  • уметь решать проблемы;       
  • самостоятельно заниматься своим обучением.    

Искать:       

  • запрашивать различные базы данных;       
  • опрашивать окружение;       
  • консультироваться у эксперта;        
  • получать информацию;       
  • уметь работать с документами и классифицировать их.   

Думать:       

  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;         
  • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; 
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;       
  • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;        видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;       
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;       
  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.   

Сотрудничать:        

  • уметь сотрудничать и работать в группе;        
  • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;        
  • уметь договариваться;        
  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.   

Приниматься за дело:        

  • включаться в проект;        
  • нести ответственность;        
  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;        
  • доказывать солидарность;        
  • уметь организовывать свою работу;         
  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.   

Информация о работе Формирование ключевых компетенций у младших школьников