Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:43, творческая работа

Описание

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование темы.
1.1 Из истории становления гендерного воспитания.
1.2 Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
1.4 Формирование у родителей гендерной компетентности.
1.4.1 О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.
Глава 2. Практическая часть.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Работа состоит из  1 файл

Творческая работа на тему.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

«Генетические, эндокринные и церебральные факторы определяют не только психологические различия между мужчиной и женщиной, а уровень психической и двигательной активности» (Д.В. Воронцов). Это двигательная активность и активность психических процессов внутри организма. А общество всегда определяет средства и границы проявления активности. В любом обществе существуют свои критерии: что можно и что нельзя. В обществе существует культура, которая усваивается его членами. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин — своеоб­разные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называет мужским или женским.

 

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т.е. ее поведение напоминает мужское — курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол — мужской.

 

Доктор Джон Мани ввел понятие тендерной идентичности для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Он основал первую клинику по изменению пола. Мани заявлял о гибкости тендерной идентичности. Это свидетельствовало в пользу отсутствия проблемы, связанной с изменением биологического пола. Но биофизик Мильтон Даймонд опроверг теорию Мани. Он доказал, что тендерная идентичность жестко связана с мозгом с момента зачатия. Мозг также запрограммирован на то, чтобы быть .мужским или женским.

 

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

 

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека — биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

 

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается тендерная социализация — процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представле­ниями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

 

Родился ребенок. Если его запеленать, то мама, не зная, кто у нее родился, не сможет сказать, перед ней мальчик или девочка. Но биотоки мозга уже различаются у новорожденных по частоте импульсов. А пока и новорожденным все равно, кто они по полу. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до трех лет мальчик может сказать: «Я пошла» и «Я пошел».

 

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается

 

 

 

 

от других. И это отличие видит в туалетной комнате. Приведу

пример из жизни детского сада.

 

Дети ясельной группы покинули туалет, кроме одного мальчика. Он справляет свою нужду, нянечка моет горшки. Заходит девочка, взяв свой горшок, начинает снимать колготки. Мальчик внимательно за ней наблюдает. Нянечка хотела отвлечь пристальное внимание мальчика, но не успела, так как он задал вопрос девочке:

 

—Тебе делали опелацию (операцию)?

 

—Нет.

 

—Он у тебя отолвался (оторвался)? — продолжает любопытствовать «джентльмен».

 

— Нет, у меня не было! — ответила «дама».

Мальчик делает вывод:

 

— Интелесная констлукция!

 

Так дети познают биологическое отличие полов.

 

Наблюдая за маленьким ребенком, можно увидеть, что мозг его запрограммирован на половое поведение. Я наблюдала за своим годовалым внуком. На выходные дети его приводили к нам, и мы с ним вместе делали домашнюю работу. Для игр я ему давала то, чем занималась в это время сама. Но он быстро терял интерес к предметам женского пользования. Как только он нашел ящички с дедушкиными гвоздями, шурупами и инструментами, отпали проблемы с его развлечением. Как только он приходил к нам, то сразу после раздевания бежал к этим ящичкам.

 

Ребенок исследует квартиру. Он видит, как бабушка делает прическу, и тут же пытается подражать мне — лепит себе на волосы бигуди-липучки. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:

 

— Саша! Что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери.

 

Так начинается тендерное воспитание. И оно сопровождает подрастающего ребенка на каждом шаге.

 

— Саша, кто тебе ногти накрасил?

 

Ребенок смотрит на свои розовые ногти и счастливо улыбается. Ему интересно наблюдать, как его ногти из обычных превращаются в розовые. Мама ему накрасила их, он ее попросил об этом. Но дедушка говорит:

 

— Ногти красят только девочки и тети, а ты — мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.

 

И двухлетний Саша прячет свои ногти за спину, так как ему нравится на выходные приходить в гости к нам.

 

Можно сделать вывод, что тендерный стереотип ограничивает познание и свободу.

 

Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми. А если эти полы не совпадают, то происходят психологические отклонения. По телевидению показывали передачу о превращении мальчика в девочку и последствия такого превращения.

 

Девочки и мальчики

 

Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики.

 

Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и дево

 

 

 

чек используют не всегда. В учебных программах

по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен...», «К пяти годам он уже умеет...» А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков, и девочек.

 

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

 

Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

 

Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

 

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.

 

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

 

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

 

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

 

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

 

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

 

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

 

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

 

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.

 

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

 

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

 

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

 

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женско­го — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

 

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

 

А суть — это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

 

 

 

 

Игра в жизни дошкольника. Игрушки детей

 

1. Игра в жизни дошкольника.

 

Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:

 

—развитие ребенка;

 

—развиваются его действия в представлении;

 

—происходит ориентация в отношениях между людьми;

 

—ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

 

Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).

 

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

 

Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.

 

В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

 

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

 

На втором году и мальчики и девочки любят возиться с куклами — начало семейной игры. Но если за ними понаблюдать, то можно увидеть, что девочкибережнее обращаются с ними. А мальчики могут нести куклу и вниз головой. В 5—7 лет уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2—3 года, группы для игры формируются по 2—3 че­ловека.

 

Темы детских игр разнообразны. Главное в них — подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек-паук и др.

 

Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.

 

В 6—7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения.

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста