Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:49, реферат

Описание

Цель работы – выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания. Рассмотреть воспитание как функцию семьи, основные факторы, влияющие на его качество.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

1. ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ……………..6
Функции семьи…………………………………………………6

2. ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………….10

Проблемы гражданского воспитания в современной школе…………………………………………………………..10
Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе…………………………………………………………..12

3. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ…………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

ПЕДАГОГИКА.docx

— 45.98 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПЕДАГОГИКЕ

Вариант 5

 

 

 

                                                                                                              Выполнил:

                                                                                                        студент группы

ЗДД-315С

                                                                                                 Никитина А.Ф.                                                                                                            

                                                                                                                Проверил:

                                                                                               Должность ст.преп.

                                                                                              Потепалов Д.В.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

 

Содержание

 

    1. РЕФЕРАТ "Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных условиях"………………………………………………. 3                                           

 

    1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………20 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………4

 

1. ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ……………..6

      1. Функции семьи…………………………………………………6

 

2. ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………….10

 

      1. Проблемы гражданского воспитания в современной школе…………………………………………………………..10
      2. Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе…………………………………………………………..12

 

3. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ…………………………………….15

 

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованных источников………………………………………….19

 

Введение

Под гражданским воспитанием понимается целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества.

Воспитание гражданина предполагает всестороннее развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права  и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим  социумом.

Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской  нравственной позиции личности, способной  нести моральную ответственность  за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы  ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов  и обретение опыта общественно-полезной деятельности.

Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления  сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так  и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно  устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане  грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий  уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться  в сложных социально-экономических  проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны.

На современном этапе  развития общества, характеризующемся  изменениями во всех его сферах и  социальных институтах, особенно остро  встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск  новых средств и методов формирования творческой личности – созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, как никогда обусловлен потребностями общества.

Цель работы – выявить  и обосновать ведущие парадигмы  становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные  направления развития гражданского воспитания. Рассмотреть воспитание как  функцию семьи,  основные факторы, влияющие на его качество.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.ВОСПИТАНИЕ  КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ

 

1.1 Функции семьи

В современной России наблюдается  масса негативных явлений, связанных  с кризисом семьи и в частности  семейного воспитания. Это детская  безнадзорность, педагогическая запущенность детей, подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, ранние браки, высокая разводимость среди молодых семей и многие другие явления, прямо или косвенно обусловленные нарушением нормального  функционирования российской семьи  на фоне социально-экономической и  политической ситуации в стране, а  также серьезного идейно-нравственного  кризиса.

С одной стороны, семья  является замкнутой малой социальной группой. Каждая семья отличается спецификой организации быта, распределением функций  членов семьи, особенностями межличностных  взаимоотношений, способами и методами семейного воспитания и т.д. С  другой стороны, семья открыта общественному  влиянию. На протяжении всей истории  человечества под воздействием трансформационных  социальных процессов изменялось  представление о самом понятии семьи, ее функциях, распределении внутрисемейных ролей и т.д. При этом связь между семьей и обществом имеет двусторонненаправленный характер. Подвергаясь влиянию происходящих в обществе процессов, семья, в свою очередь, готовит новых членов общества. И от качества этой подготовки во многом зависит благополучие общества.

Хочу назвать справедливым такую функцию семьи, как воспитание, самой важной, а, точнее, универсальной, интегрирующей все ее функции. В конечном итоге и экономическая, и хозяйственная, и рекреационная, и культурная деятельность семьи имеет воспитательное значение, если учесть, что воспитание включает в себя как организованные, целенаправленные действия родителей, так и стихийные (которые, кстати, зачастую оказываются более эффективными). К ним как раз и относится повседневная жизнь семьи.

         Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного  коллектива или отдельных его  членов, выражающие социальную роль и  сущность семьи. На функции семьи  влияют такие факторы, как требования общества, нормы морали и семейное право, реальная помощь государства  семье. Поэтому на протяжении истории  человечества функции семьи не остаются неизменными: со временем появляются новые, отмирают или наполняются иным содержанием  ранее возникшие.

В настоящее время нет  общепринятой классификации функций  семьи. Однако исследователи единодушны в определении таких функций  семьи, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (рекреативная), воспитательная. Между функциями  существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других.1

Функция продолжения рода – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Заложенный природой инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности семьи. Налаженная, эффективная хозяйственная деятельность семьи существенным образом меняет психологический климат в семье, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи является благоприятным условием  для нравственного и трудового воспитания детей.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей членов семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, возможностью получить от близких людей сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без чего не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Особая роль принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен быть содержательным, оказывать развивающее воздействие на всех  членов семьи, доставлять радость всей семье. В таком случае он препятствует проникновению в семью таких разрушительных сил, как алкоголь, наркотики, скука, взаимное психологическое отчуждение.

Воспитательная  функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание – очень сложный, двусторонне направленный процесс. И. В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи2.

  1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
  2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Формируется своеобразное «семейное кредо» -- так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие.  Воспитание со временем принимает различные формы, но не покидает человека на протяжении всей его жизни.
  3. Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями для своих детей, родителям необходимо постоянно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием. И даже если они не хотят этого, ребенок неизбежно социализирует окружающих его близких, пытаясь сконструировать удобный и приятный для себя мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1  Проблемы гражданского воспитания в современной школе

 

     Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Вообще, сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти, как ни странно, именно к органам народного представительства, наличие которых, кстати, единственно и дает право государству называться демократическим.

      В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное потому, что в стране отсутствует какая-либо позитивная идеология, а также четко сформулированная национальная идея. Со школьниками сегодня практически не ведется какая-либо организованная, систематизированная и, главное, целенаправленная общественная работа. В свое время из средней школы были изгнаны все детские общественные организации, проводившие и организовывавшие подобную работу. Сделано это было под предлогом деидеологизации образования. Уже тогда, на рубеже 80-90-х годов людям и педагогам, мало-мальски разбирающимся или хотя бы интересующимся историей и политикой, было понятно, что образование не может быть вне политики, вне идеологии. Было ясно, что на смену коммунистической идеологии в школу обязательно придет какая-то другая. Но тогда мало кто предполагал, что на смену коммунистическим идеалам, ставившим, возможно, излишне резко, государство выше человека и буквально требовавших принесения личных интересов в жертву интересам общества, придут иные ценности, выражающиеся в абсолютном пренебрежении общественными и государственными интересами. Мало, кто тогда думал о том, что, лишив школу права заниматься идеологическим и политическим воспитанием подростков, дети, будущее нашей Родины окажутся в руки нечистоплотных отечественных и зарубежных политиков. А в общем и целом, они остались практически один на один с мощной идеологической пропагандой западных стран.

Информация о работе Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных условиях