Гуманистические идеи русской народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:26, контрольная работа

Описание

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Содержание

Введение
1. Педагогика как наука
2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики
3. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Гуманистические идеи_контр.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

      Общение взрослых с детьми носило воспитательный характер. Естественно, это не осознавалось как педагогически осмысленные идеи. Но народная педагогика, вобрав и вбирая, накапливая народный и собственный витагенный опыт, воплощала его в процессе обучения и воспитания детей. В пословицах, поговорках, песнях закладывались не только родительские ценности, смысл и значение домашнего очага, уважительных чувств к родителям, но и ценности, которые были приняты в сообществе, которые помогали выжить в нем. Воспитывая доброжелательность, правдивость, вежливость, послушание, семья стремилась к тому, чтобы дети были уважаемы окружающими, меньше страдали от плохих привычек.

      Это хорошо видно на примере колыбельных  песен. Они не только успокаивали, способствовали засыпанию. Самое главное, они формировали «базовое доверие к жизни», утверждая на уровне установки (условия, при которых поется колыбельная: тишина, полумрак, предсонное состояние, ритм песни совпадает с ритмом дыхания ребенка, тихий, убаюкивающий голос матери, обладающий гипнотическим внушением и т.д.), что «место, занимаемое его «Я», – самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной, что жить хорошо и жизнь хороша, а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят».9

      Теснейшим образом с любовью к своему дому и родителям связано и  воспитание любви к Родине. Научившись любить свою семью, дом, повзрослев, ребенок распространял любовь на Родину. Такое воспитание необходимо было для сохранения национальной культуры, языка, традиций. Тех, кто покидал родные края без уважительной причины, называли «перекати-поле». В народе устоялись постулаты: «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя земля и в горести мила», «Умереть можно, а изменить Родине нельзя».10

      Как показывают произведения народного  творчества, благополучие Родины и  забота о ее процветании рассматривались в системе основных ценностей: возможность продолжения рода, сохранение заветов предков, материальный и духовный достаток, защита от угрозы нападения иноземных захватчиков. Поэтому приоритетным направлениям являлось патриотическое воспитание: любовь к родине, ненависть к ее врагам, культивировались смелость, мужество, стойкость: «Смелых мир любит», «Смелость города берет».

      Народная  педагогика ориентировала и на общественные ценности, на жизнь не только для  себя, но и для других, учила жить среди людей, управлять собой, а не поступать только исходя из своих желаний в ущерб окружающим. Мнение «других» было не менее важным, чем мнение близких: «Хочешь знать, кто ты такой, спроси об этом у других», «Подумай, что люди скажут». На протяжении многих веков особенностью на Руси была организация жизни «всем миром», благодаря чему дети, принимая участие в трудовых делах, в общественных зрелищах, в праздниках, впитывали традиции народа через совместные действия со взрослыми. Жить «миром» означало выручать друг друга: присмотреть за чужим ребенком, хозяйством, одолжить вещь, продукты, сделать что-либо для соседей, для чужих людей, устраивать «помочь», то есть всем «миром» строить дом, баню, копать колодец и т.д.

      Принцип воспитания в труде был основополагающим, пронизывал все народное воспитание. Уже с младенческого возраста мать, напевая ребенку песню-сказку о сороке, раскрывала ребенку правило народной жизни: надо всегда трудиться, труд вознаграждается. К трудовой деятельности готовили игрушки, имитирующие орудия груда, игры, развивающие качества, необходимые в нелегкой крестьянской жизни. Народом создано множество сказок, пословиц, песен, прославляющих труд, осуждавших безделье. На Руси говорили: «Не готовь ребенка к счастью, а готовь к труду», «Труд всегда дает, а лень только берет».11 Труд становился естественной потребностью, нормой жизни.

      Организация активной трудовой деятельности детей  имела большой гуманистический  потенциал: целью воспитания было подготовить молодое поколение к трудовой жизни. Ребенка включали с раннего возраста в те виды трудовой деятельности, которыми были заняты старшие. Благодаря этому, к 13-14 годам дети знали всю домашнюю работу взрослых: юноша мог полностью заменить в делах отца, а девушка – мать. Участие в посильных видах семейно-бытовой, хозяйственно-трудовой деятельности наравне со взрослыми способствовало и тому, что дети овладевали на практике нормами взаимоотношений между людьми и начинали осознавать свое место в человеческом сообществе. Это, в свою очередь, вело к формированию представлений об обязанностях человека в мире.

      В русских народных сказках с уважением описывались простые труженики, они были удачливы, жизнерадостны, веселы: «Где труд, там и счастье», «Рукам работа – душе праздник». Для этого необходимо было овладеть всеми секретами мастерства избранной профессии. Такими были Левша и Данила-мастер, Добрыня Никитич и Микула Селянинович и другие народные герои.

      Воспитание  – важнейшая функция народной культуры. Гуманные, нравственные качества закладывались в ребенка с первых дней его жизни. С одной стороны, суровые условия жизни русского человека (природные условия, тяжелый физический труд) заставляли его воспитывать детей человечными, отзывчивыми к чужой беде, внимательными к окружающим. Детей наставляли: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Быть злым, нелюдимым было невыгодно. Доброму, отзывчивому помогали всем миром. С другой стороны, отношение к людям воспитывал сам уклад деревенской жизни.

      Добрых, чутких людей знали и уважали. Чтобы не остаться в одиночестве, даже необщительные люди вынуждены были здороваться со всяким встречным, общаться с соседями. Ругань, зависть, корысть, пьянство считались грехом и были невыгодны для экономики семьи, а значит, каждому ее члену. В крепкой семье царил дух доброты, терпимости, прощения обид, которые перерастали во взаимную любовь.

      Жизнь семьи была на виду, сложно было утаить от соседей свои проблемы. Если парень пил, был ленив, нечестен, ему трудно было найти невесту в своей деревне, приходилось искать там, где о нем не знали. Девушку, позволявшую вольности в общении с парнями, преследовала дурная слава, ей также приходилось надеяться только на заезжего жениха. Деревня, община имели определенную репутацию в округе. Оценивались нравственные качества жителей, поведение, отношение к традициям народа: хлебосольство, взаимопомощь, трудолюбие и др.

      Деревни, где не пускали ночевать запоздалых путников, пользовались дурной славой. Обидеть сироту или блаженного, не подать погорельцу, не пустить на ночлег солдата, возвращающегося со службы, считалось грехом: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Взаимовыручка была широко распространена в русской деревне.

      Гуманизм, милосердие воспитывались в детях  отношением взрослых к обездоленным. Приютить странника, накормить нищего, подать каторжнику считалось нравственной обязанностью. Почти в каждом селе был свой дурачок, юродивый, блаженный. Их кормили, одевали всем миром: «С миру по нитке – нищему рубаха».

      Аморальное  поведение отдельных селян бросало  тень на всю деревню. В селения, имевшие  дурную славу, избегали засылать сватов, их обходили стороной купцы, ремесленники, странники. Община заботилась о нравственности своих членов. Целомудрие, честь, воздержанность было также основополагающими ценностями. В различных фольклорных произведениях: балладах, пословицах, сказках, песнях – подчеркивалась ценность девичьей чести, скромности: «Береги честь смолоду». Весь уклад семьи воспитывал уважение к девушке, будущей жене, матери. Строго соблюдалось в крестьянской семье половое разделение труда: женщины не принимали участие в строительстве, заготовке дров и других тяжелых работах.

      Общественное  мнение являлось основным регулятором нравов и поведения. При выборе невесты важную роль играла репутация семьи, честность, порядочность родителей, родственников. Женитьба на девушке, которая часто меняла парней, допускала вольное к себе обращение, считалась зазорным, ею пренебрегали даже вдовцы. Парень, покусившийся на честь девушки, «миром» лишался права жениться на невинной девушке.

      Важнейшими  нравственными качествами русского человека были стыд, совестливость. В  любом возрасте, начиная с самого раннего, стыдливость украшала человеческую личность, помогала выстоять под напором соблазнов. Особенно важно было это качество в пору физического созревания. Стыд помогал неокрепшему юношескому сознанию преодолевать возникающие у него желания. Половую распущенность клеймили словами «срам», «бесстыдство»; девушек называли «гулящей», «уличной», «потаскухой», юношей – «бабником», «юбочником», «котом», «кобелем», «срамником».

      Чем суровее были условия жизни, тем  выше нравственные требования предъявлялись  человеку. Простые люди давно подметили, что красивое побуждает доброе. Это не осталось незамеченным детьми. Они копировали нравственные взаимоотношения в своих играх, овладевали принятыми нормами поведения (« Плетень», «Дочки-матери» и т.д.).

      У народа синкретический опыт поколений. Так, в одном конкретном произведении народного творчества подчас находят свое выражение одновременно многие нравственные нормы: отношение к родителям и другим членам семьи, к земле, природе, традициям народа, чужим людям, самому себе. Выраженный в наставлениях, мыслях, отобранных и отшлифованных в течение тысячелетий такой опыт являлся регулятором поведения новых поколений. Так формировалась педагогическая культура народа.

      Произведения  народного творчества с одной  стороны отражали те ценности, которые были накоплены в народном воспитании, а с другой, сами являлись источником содержания гуманистических идей и средством воспитания подрастающих поколений. Дети, осваивая мифологическую культуру, накапливали впечатления об образах некогда живших (или созданных воображением сочинителей) персонажей, учились сопереживанию с ними. Одобрение старшим поколением благородных, бескорыстных поступков и действий героев произведений фольклора помогало детям усваивать те нормы поведения в сообществе, которые устанавливались в естественных условиях жизни. Кроме того, произведения народного творчества формировали у ребенка модель мира, в котором ему предстояло жить. «Эта модель воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке».12 Слушая сказки, былины, учились творить добро, совершать благородные поступки, любить и защищать Родину. Все это делалось для подготовки ребенка к жизни, к созданию добропорядочной семьи, к воспитанию собственных детей. Это важнейшие задачи народной педагогики.

      Подытоживая вышесказанное можно выделить основные гуманистические ценности народной педагогики: многодетная многопоколенная семья, уважение старших, воспитание в труде, природосообразное воспитание, милосердие к бедным, слабым, убогим, взаимопомощь, отзывчивость, доброта, правдолюбие, честность, справедливость, скромность, великодушие, гостеприимство. Не менее ценимыми были: сдержанность, мужество, решительность, бесстрашие, верность слову. Как добродетели расценивались бережливость и щедрость.

      Народная  педагогика оптимистична, гуманна, хотя строга и иногда сурова. Народный опыт воспитания, отраженный и закрепленный в устном народном творчестве, являющимся одним из истоков педагогической публицистики, послужил и ее основой.

      Общепризнанная  необходимость гуманизации образования, насыщения его гуманистическими идеями, к сожалению, в большей степени нацелена на поиск идей преобразования и реформирования российского образования в зарубежных образовательных системах. Недооценивается или просто игнорируется богатейший образовательный опыт, основанный на гуманистических идеях. Процесс образования остается ориентированным на обучение и воспитание некоего усредненного ученика, живущего в лишенной национальной идеи, национальной идентичности стране, забвения гуманных ценностей, которыми испокон веку пользовалась российская педагогика. Поэтому сегодня существует необходимость выявить и доказать наличие гуманистических идей в отечественном образовании, нашедших отражение в педагогической публицистике, всегда имеющих место, их преемственность, востребованность в разные периоды истории, в зависимости от меняющихся социальных, политических, экономических условий. 

   4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи 

     В отечественной педагогике научное  осмысление образовательного идеала с  целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Выдающиеся отечественные мыслители этого  периода (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания.

     Анализ развития идей русской общественно-педагогической мысли и преобразования на их основе школьной практики XIX века показывает, что процесс становления национальной образовательной системы осуществлялся на основе поиска национального образовательного идеала, в котором отражались прогрессивные идеи в воспитании и образовании нового человека. История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определенный идеал человека - «ценности-цели», которые отражали государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Стремление обосновать особую ценность для человеческого бытия образовательного идеала имело место на всех этапах развития педагогического знания, однако оно было следствием тех взаимоотношений, которые складывались между человеком и обществом.13

Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогики