Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:12, доклад

Описание

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
облагораживание души и сердца ребенка;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
идеал воспитания - самовоспитание.

Работа состоит из  1 файл

педтехн.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

 

  Дари себя  детям! 

Ш. А. Амонашвили

 

  Академик  РАО Шалва Александрович Амонашвили  разработал и воплотил в своей  экспериментальной школе педагогику  сотрудничества. Своеобразным итогом  его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

 

  Целевые  ориентации технологии Ш. А.  Амонашвили определяются следующим: 

способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

облагораживание души и сердца ребенка;

развитие и  становление познавательных сил  ребенка;

обеспечение условий  для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

идеал воспитания - самовоспитание.

 

  Основные  концептуальные положения: 

Все положения  личностного подхода педагогики сотрудничества.

Ребенок как  явление несет в себе жизненную  линию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и  несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика  ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

 

 

  Важнейшие  умения и способности и соответствующие  им дисциплины или уроки: познавательное  чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое  воображение; осмысление высоких  математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

 

  Перечисленные  знания и умения формируются  с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

гуманизм: искусство  любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный  подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство  общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и  письма, литературное творчество детей.

 

  Особую роль  в технологии Ш. А. Амонашвили  играет оценивание деятельности  ребенка. Использование отметок  очень ограничено, ибо отметки  - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное  оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

 

  Урок - ведущая  форма жизни детей (а не только  процесс обучения), вбирающая всю  и спонтанную, и организованную  жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

 

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:

Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных  классов «Школы Жизни»:

1. Уроки познавательного  чтения.

2. Уроки письменноречевой  деятельности.

3. Уроки родного языка. 

4. Уроки математических воображений.

5. Уроки духовной жизни. 

6. Уроки постижения  красоты. 

7. Уроки планирования  и деятельности.

8. Уроки смелости и  выносливости.

9. Уроки о природе. 

10. Уроки о мире наук.

11. Уроки общения. 

12. Уроки иностранной  речи.

13. Уроки игры в шахматы. 

14. Уроки компьютерной  грамотности.

 

"Школа жизни"  Ш.А. Амонашвили основана на  принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного  процесса.

Первая состоит во внутренней преемственности  созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как  аккумулятор, как ведущая форма  жизни детей, а не только их учения.

Благополучие жизни ребенка  на уроке обеспечивается благодаря  сотрудничеству с учителем, другими  детьми. Четвертая особенность педагогического  процесса и состоит в том, что  сотруднические взаимоотношения учителя  с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического  процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной  деятельности при одновременном  упразднении школьных отметок, что  является залогом успехов детей  в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".

Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка".1

Личностно-гуманный подход к ребенку  является фундаментальным достижением  теории и практики гуманистической  педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.

Императивный характер обучение приобретает  в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.

"Инструментировать учение как  свободно избираемую учеником  деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:

• во-первых, создавать наилучшие  условия для его целенаправленного, социального и педагогически  значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;

• во-вторых, управлять этим процессом  в согласии с потребностями его  крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов". 

Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет  сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической  парадигмы образования. Первая из них  состоит в особом ценностном отношении  к ребенку и детству как  уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии.

Что касается педагогических средств, методов и форм организации  педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет  творческий поиск и находит собственное  содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.

Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям  выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.

О сущности образования в «Школе жизни»

 

Для определения целей  образования «Школы жизни» следует  пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстанавливаются их исторические семантические значения, которые более полно отражают теоретические аспекты гуманно-личностной педагогики, нежели ныне бытующие их смысловые содержания. Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть, «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании оси. О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики - Воспитание - должно означать: питание духовной оси, питание души. То есть, в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности - души и духовности. Таким образом, Воспитание не есть понятие узкоматериального содержания о формировании отдельных внешних качеств нравственности; оно есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека. Следует сожалеть, что этот глубокий смысл воспитания не находит должного отражения ни в сложившейся трактовке понятия «воспитание», ни в самой педагогической практике. Воспитание, эта главная часть образовательного процесса, вытеснено обучением. Фактически весь образовательный процесс сводится к обучению и заботам о нем, и направлен на узкую цель - вооружить учащихся прочными знаниями, умениями, навыками, дать им владение основами наук. Дело усугубляется еще и тем, что эти «основы наук» содержат в основном узкоматериалистические, отчасти и политизированные знания, и игнорируется их восприятие душой и сердцем, светом духа и духовности. Да еще ошибочно полагается, что знания сами по себе составляют духовность человека. В силу этого воспитания значимость самих знаний умаляется, а результат воспитания искажается. Следует ясно представить себе, насколько может быть опасным для общества давать высшие знания о законах мироздания, о законах природы, о составе веществ духовно малоразвитому и необлагороженному человеку, человеку искаженной души и озлобленного, огрубелого сердца. Все это есть качества сложившегося авторитарного образовательного (педагогического) процесса, который в действительности превращен в обучающий процесс. Знания, тем более высшие знания о строении мироздания, о законах природы и веществ, о силе психики могут облагораживать человека лишь в том случае, если он принимает, присваивает их через уже облагороженное сердце, этот дом духа. Ум, постигая знания через сердце и духовность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности, и тем более, имея под собою огрубленное, ожесточенное, озлобленное сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего, против самого себя.

Таким образом, в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая - это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить  понятие Образование? Воспитание, как  процесс питания духовной оси, требует  своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны  будут не обычные, скажем, биологические  вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать:

- образцы любви, красоты,  устремленности, доброты, преданности,  творчества, мужества, мастерства, созидания,  сочувствия, сорадости, сопереживания,  благоразумия, нравственности;

- знания, озаренные сердцем  и духом; 

- стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях;

- знания в виде высших  законов природы, Вселенной, веществ,  Гармонии;

- высшие творения разных  искусств;

- образы человеческих  общений; 

- образы добромыслия,  ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли;

- образы словесности и речи;

- образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности;

- образы, рожденные в процессе  саморазвития, самопознания, самосовершенствования; 

- образы материального и духовного  плана; образы, рожденные мировоззрением и верой.

1 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. – с. 37


Информация о работе Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили