Игра как метод коррекции затрудненного общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретическое обоснование игры как метода коррекции затрудненного общения.
Объект исследования: процесс затрудненного общения.
Предмет исследования: игра как метод коррекции затрудненного общения.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции затрудненного общения;
раскрыть сущность общения и затрудненного общения;
охарактеризовать возрастные особенности проявлений затрудненного общения;
выявить на основе анализа научной литературы, особенности использования игры в коррекции затрудненного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы затрудненного общения
1.1 Историко-педагогический аспект исследования общения
1.2 Сущность общения
1.3 Общая характеристика затрудненного общения
1.4 Возрастные особенности затрудненного общения
Глава 2. Методы коррекции
2.1 Общая характеристика методов коррекции
2.2 Игра как метод коррекции
2.3 Использование игры в коррекции затрудненного общения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

коррек общ.docx

— 80.83 Кб (Скачать документ)

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой  и признанием как личности. Поэтому  неудовлетворительное положение в  группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных  реакций [8,90]. Однако если у ребенка  существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень  переживает свое объективно плохое положение  в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой  и может уравновесить несколько  отрицательных выборов, поскольку  превращает ребенка из "отверженного" в признаваемого.

Но также  существуют нарушения в развитии, вызывающие трудность в общении. Как известно, ребенок 6-7 лет уже  умеет соподчинять мотивы, владеть  своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих. Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные  мотивы. Самое трудное - момент выбора, когда происходит внутренняя борьба социальных норм и импульсивных желаний.

С одной стороны, с поступлением в школу увеличивается  количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик "должен", а не на то, что он "хочет". С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт.

Условно можно  выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих  проблемы в общении.

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого  ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально  расторможенные дети. Относящиеся к  этому типу дети на все реагируют  слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут  слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные  дети. Они постесняются громко и  явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Несомненно, характер проявления эмоциональных  реакций связан с типом темперамента. Как мы видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холериками, а представители третьей группы - меланхоликами или флегматиками.

Как уже отмечалось выше, такое деление носит достаточно умозрительный характер: на практике можно встретить школьников, сочетающих в себе как истероидные черты, так и агрессивные тенденции; или детей агрессивных, но в глубине души при этом очень ранимых, робких и беззащитных. Однако общим, что можно подчеркнуть у всех намеченных групп является то, что неадекватные аффективные реакции носят защитный, компенсаторный характер.

Вывод по 1 главе:

Социальная  психология изучает феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического и многое другое.

Общение - это сложный процесс выступающий, как взаимодействие людей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, информационный процесс, отношение людей друг к другу, взаимовлияние людей, взаимное переживание и понимание. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Одной из сложных  проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. В психологии затрудненного общения, как и  в психологии эффективного, оптимального общения, происходит соединение причин возникновения затруднений, результата и характеристик участников общения. Особенности личности могут стать  причиной затруднений в общении  или результатом общения, могут  рассматриваться в качестве внешних  или внутренних, субъективных или  объективных факторов. Классификация  причин затрудненного общения, учитывающая  неразрывную связь между общением и личностью.

Глава 2. Методы коррекции

2.1 Общая характеристика методов коррекции

 

Излагаемые  в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции  классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов  является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но для удобства изложения отнесем их к той  или иной группе по принципу большей  принадлежности.

Педагогические  методы, в свою очередь, подразделяются на следующие разделы.

I. Методы общепедагогического  влияния, содержащие в себе  лечебно-педагогические указания, касающиеся  всех видов недостатков характера,  а иногда и всех категорий  детской исключительности.

1. Коррекция  активно-волевых дефектов.

Врачебно-педагогическая коррекция недостатков воли у  детей состоит в следующем. Укрепление слабой, больной воли должно проводиться  систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля; воспитатель ребенка со слабой волей должен служить источником воли, из которого он черпает подкрепление, так как воля индуцируется, передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю.

2. Коррекция страхов.

Страх есть аффект, и, как при всяком аффекте, задачей  коррекции является развитие в ребенке  искусства самообладания. Это приносит ему пользу на всю жизнь.

3. Метод игнорирования.

В коррекции  недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты - их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при  дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются  сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, совоспитывает, сорегулирует и другие недочеты характера.

4. Метод культуры  здорового смеха.

Влияние радости  особенно усиливается по отношению  к исключительным детям. Для примера  можно сослаться на детей, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму. Здесь и врач, и педагог, наряду с другими мероприятиями, должны использовать и метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Шутки, прибаутки, загадки также  веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющегося от нормы.

5. Действия  при сильном возбуждении ребенка.

Важнее всего  при сильном возбуждении ребенка  психическое влияние на него окружающих взрослых. Всякий воспитатель, умеющий  влиять на детей силой своей личности, справится с грозным проявлением  аффекта.

6. Коррекция  рассеянности.

Рассеянность  у детей, исключительных в отношении  характера, обусловливается различными причинами, из которых главнейшими  будут следующие:

Постоянное  отвлечение бесчисленными рецепциями, неустанной сменой мыслей, эмоций, желаний.

Интенсивная сосредоточенность.

Переживание страхов.

невроз психопатии, в частности сексуальные ненормальности.

физические  заболевания, недомогания и слабость.

7. Коррекция  застенчивости.

Задача коррекции  застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. С этой целью мы создаем целую  систему поручений. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты.

8. Коррекция  навязчивых мыслей и действий.

При коррективном воспитании детей с этим недостатком  характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного  отношения.

9. Метод профессора  П.Г. Бельского.

Бельский  сконструировал весьма интересный метод  индивидуального воздействия на трудного ребенка.

10. Коррекция  бродяжничества.

Весьма продуктивных методов воспитания характера у  нормальных детей - это самовоспитание. Только самоотверженно работая над собой и для других, мы имеем успех в своей общественной жизни.

11. Самокоррекция.

Она включает в себя положительную и отрицательную  стороны одного и того же акта воспитания.

12. Метод игры.

Игры формируют  потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир. Игра создает  личность.

II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.

1. Коррекция  тиков.

Специальная гимнастика является очень хорошим  способом коррекции тиков, так как  она учит приобретать власть над  телом и движениями.

2. Коррекция  детской скороспелости.

Для коррекции  детской скороспелости надо устранить  указанные недостатки воспитания и  поменьше нянчиться с ребенком, поменьше его "воспитывать".

3. Коррекция  истерического характера.

Коррективное  воспитание истериков необходимо поставить  так, чтобы отвлечь их от болезни  и одновременно внушить им, что  они ответственны за все свои поступки и что их ошибки и поступки происходят не из болезненных причин.

4. Коррекция  недостатков поведения единственных  детей.

Единственные  дети нуждаются в социальных мерах, т.е. в создании около них здоровой физической и психической среды, которая постепенно вела бы их характер к выравниванию, исправлению, нервную же систему-к закаливанию и успокоению. В этом деле необходимы индивидуально-педагогическое влияние и психогигиенический режим, назначаемый в каждом отдельном случае.

5. Коррекция  нервного характера.

В этом случае на первом месте стоит телесное здоровье, с которым так тесно связано  правильное нервно-психическое развитие.

6. Прием борьбы  с ненормальным чтением.

Обильное  чтение, носящее страстный и навязчивый характер, которое заставляет ребенка  нарушать свои физиологические потребности  и забивать интересы своего возраста, безмерное чтение, целиком его  поглощающее и порабощающее, - такое  чтение ведет к поразительно быстрому, неестественному созреванию - скороспелости  и перезрелости ребенка. Кроме того, оно создает и общее, и нервно-психическое  его истощение.

III. Метод коррекции  через труд.

Он чрезвычайно  важен как для общего социального  воспитания ребенка с трудным  характером, так и для коррекции  отдельных форм его поведения.

IV. Метод коррекции  путем рациональной организации  детского коллектива.

Коллектив служит одним из источников их общего развития (понятно, если он стоит выше этих детей в умственном развитии).

Психотерапевтические  методы распределяются нами по следующим  основным видам:

I. Внушение  и самовнушение.

II. Гипноз.

III. Метод убеждения.

IV. Психоанализ.

Так же существует и другая классификация методов  коррекции отклонений в поведении  и развитии детей и подростков:

суггестивные  и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;

дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;

метод "сократического диалога";

методики  обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;

методики  групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;

методы конгруэнтной коммуникации;

метод разрушения конфликтов;

метод арттерапии;

метод социальной терапии;

метод поведенческого тренинга и т.д.

Все эти методы и методики коррекции развития и  поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной  задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

Так же нужно  учитывать важным метод игры в особенности в детском возрасте.

2.2 Игра как метод коррекции

 

Методов коррекции  на сегодняшний день очень много. Одним из методов коррекции является игра.

Игра может  быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих  проблем ребенка. Содержание детской  игры, степень ее сложности, особенности  ее организации, действующие лица, конфликты  и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую  ценность для психолога.

Использование игры в качестве коррекционно-терапевтического средства берет начало в первом десятилетии XX в. Игротерапия как метод выросла из попыток применить в работе с детьми психоаналитический подход. Впервые идея использования игры в качестве вспомогательного метода была реализована З. Фрейдом в 1913 г. Опыт выявления истинного источника символической игры через цепь ассоциаций, реализованный З. Фрейдом, вошел в историю как "случай маленького Ганса". В русле психоанализа велись исследования М. Клейн и А. Фрейд.

Информация о работе Игра как метод коррекции затрудненного общения младших школьников