Игра как средство развития творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:04, реферат

Описание

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Содержание

Оглавление.
Введение
Игра как средство развития творческих способностей дошкольников…..4
1.1. Значение игр в формировании личности………………………………6
1.2. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников……10
1.3. Педагогические основы организации творческой игры дошкольников……………………………………………………………………………..........16
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

bobrova mat ie.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

          Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель – во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности. Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.

  1. Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
  2. Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
  3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
  4. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  5. Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и “свернутость” импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание  искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном  и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого  противоречия возможно только при обеспечении  синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Изучение  влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.

Анализ  рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выра-жения содержания; даны разные композиционные решения.

          Взрослый может активно участвовать  в ролевой игре, в драматизации, развлечении, выполнять роли ведущего, зрителя, режиссера или исполнителя.

          Дети небезразличны к тому, видит  ли воспитатель, чем они заняты, замечает ли их игру. Они очень чутки к его реакции, и, если он поддерживает, одобряет их действия, активность их возрастает, доброжелательные замечания, подсказ принимаются как должное. Работа воспитателя по развитию творческой активности дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

          Таким образом, роль педагога в управлении художественной игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

          Личность ребенка многогранна  и наиболее яркие качества  личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.

          Задача педагога – своевременно  оценить и правильно направить  творческие способности ребенка.

          Очевиден вывод: между обучением и художественной игрой существует прямая взаимосвязь.

          Несомненно, вопрос развития творческой  активности дошкольников, и развития  его личности в целом, в художественных  играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

    Заключение.

Игра  может рассматриваться и как  условие развития творческих способностей. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально – положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка.

    Для педагогического руководства в  игре в целях развития творчества ребенка  старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития творческих способностей: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.

 Развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создать следующие условия:

  1. Создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада.
  2. Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководств воспитателя.
  3. Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих

    способностей  старших дошкольников в сюжетно  – ролевой игре.

    Литература

 
    
  1. Аксенов В.С. Лекции по игровым методикам.
  2. Боброва Л.Н. Лекции по детскому художественному творчеству.
  3. Вильчинская-Бутенко М.Э. Лекции по социальной педагогике.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

                Изд. 2-е, М.,1957.          

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребен-

               ка.М., 1968.  

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
  2. Интернет ресурс: http://soviduplo.narod.ru/rolepsyc.htm

Информация о работе Игра как средство развития творческих способностей у детей