Игровая деятельность в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.

Цели способствуют решению следующих задач:

* на основе изученной литературы определить назначение игровой

деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;

* установить, как часто используются игры в организации учебного

процесса и на сколько это эффективно;

Содержание

Введение 3

Глава 1

1.1 История игры 5

1.2 Игра. Её цели, функции и потенциал 7

1.3 Технология игры 11

Глава 2

2.1 Практическая часть 19

2.2 Выводы по главе 24

Список использованной литературы 25

Приложение 26

Работа состоит из  1 файл

Черновик 2.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     Технология  ИФО выступает своеобразным промежуточным звеном между теорией и практикой обучения и представляет собой « объемную проекцию »  дидактики педагогического вуза на практическую деятельность учителей и учащихся. 

       В заключении первой части  моей курсовой работы необходимо отметить, что учебная игра  есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперниками. И в этом заключен весь смысл ИФО.

       Педагогической аксиомой является  положение, согласно которому  к  развитию интеллектуальных  способностей, самостоятельности и  инициативности, деловитости и ответственности  студентов и школьников может привести только представление им  подлинной свободы действий в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в которой они  не только поняли бы и проверили бы то, что им предлагают   в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений. Важнейшим условием реализации данной аксиомы в педагогической практике является ИФО, да и игровая подготовка к реальной жизни и ее изменении[2 стр. 39]

 

      Глава 2

     2. 1. Практическая часть.

     Для исследования игровой деятельности в процессе обучения, я воспользовался методами научно-педагогического исследования и для изучения практической стороны моей работы я обратился к методам изучения опыта. При изучении педагогического опыта я использовал следующие методы:

     *анкетирование;

     *беседа; 

     Исследования  по использованию игровой деятельности в учебном процессе проходили  в школе №3 города Волхова.

     Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях  и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование с учителями этой школы (см. приложение №1).

     Анализ  анкетирования учителей-предметников показал, что только 4 из 10 постоянно  используют дидактическую игру в  учебном процессе. От учителей-предметников, которые никогда не применяли  дидактические игры были получены следующие ответы:

  • одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;
  • другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;
  • третьи считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

     Но остановимся на опыте организации игровой деятельности конкретного учителя-предметника. Это – учительница истории 5-7 классов. Стаж работы в школе – 12 лет. Последние 4 года применяет дидактические игры и, по её словам, довольно успешно. Исследования проходили на уроках истории среди 5-ых классов. Опираясь на результаты исследования, я выяснила, что на уроках она использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.

     На  её взгляд, использовать игру предпочтительно  на этапе проверки или закрепления учебного материала. По её словам, анализ результатов проведённых игр показывает, что происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников, воспитание у учащихся речи, умение правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения и т. д.

     Исходя  из своего педагогического опыта, учительница делает вывод, что дети любят игры на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае она не прекращала игровой процесс, но делала более жесткими правила игры.

     По  её мнению, игру нельзя применять в  следующих случаях:

  • если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На её взгляд это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач.
  • если дети не хотят играть;
  • если игра новая – новые игры должны быть проверены;
 

     Учительница отметила, что на протяжении всего  процесса игры на уроке необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация  между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если она это замечала, то вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение других проблем в самой игре.

     Она считает, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане. Это  и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и т. д.

     Для того, чтобы понять, как сделать  использование игр более эффективным  для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провел исследования среди учащихся 5ª класса школы №7, предложив им ответить на вопросы анкеты (см. приложение №2).

     Анализ  ответов учащихся этого класса дал  следующие результаты:

  1. Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
  2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
  3. Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
  4. Первое место по играм занимает урок истории, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т. д.
  5. Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
  6. Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
  7. Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.  

     Таким образом, анализ опыта работы учителя-предметника и исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили мне обнаружить следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

  • во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;
  • во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, а главное, к сомнительным результатам;
  • в-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;
  • в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

     Таким образом, анализ наблюдений за игровой  деятельностью и её результатов  позволил выявить, что использование  игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний.

     Для учителей и педагогов, которые применяют  игры в учебном процессе, я разработал следующие рекомендации:

  • Во-первых, при выборе ИФО нельзя спешить и действовать в одиночку. Также никогда не надо принимать чужие игры на веру, без надлежащей проверки. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности ИФО, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.
  • Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре.
  • В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничеств.
  • В-четвертых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности.
 

 

      2.2 Вывод по главе.

     На  основе анализа литературы я раскрыл такие аспекты темы, как история игр, понятие игры и ее цели ,функции и процесс, технология разработки и организации игровых форм обучения.

       В практической части, на основе  анализа результатов исследований процесса игровой деятельности учащихся и опыта работы учителя, я сделал следующие выводы по задачам, поставленным в начале курсовой работы:

  • назначением игровой деятельности в процессе обучения является помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а также развитие психологических и личностных качеств;
  • в школах довольно часто используют игровые формы обучения на уроках, но этот метод не всегда бывает эффективным, т. к. помимо положительных сторон в использовании игр существуют и негативные стороны, что не всегда принимается во внимание учителями при организации игровой деятельности.
 

     Также необходимо отметить, что при четком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых  форм, результаты при достижении поставленных целей налицо.

 

      Список используемой литературы: 

     
  1. Запорожец А. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2001. - 289 с.
  2. Манулейко З. В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов. - М.: Просвещение, 1999. -269 с.
  3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Наука, 2002.-282 с.
  4. Пидкасистый П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: ЭКСМО, 1998. -196 с.
  5. Хейзинга И.В Человек играющий. - М.: Наука, 2000.-292 с.
  6. Шмаков С. А. Её величество игра. - М.: Высшая школа, 1989.-256 с.
  7. Штерн В.И Психология раннего детства. - М.: Наука, 2001.-345 с.
  8. Эльконин Д. В. Психология игры. - М.: Просвещение, 1999.-378.
 

 

      Приложение 1 

     Анкета  для учителей.

  1. Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
  2. Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
  3. В каких случаях вы используете игру?
  4. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или её элементы?
  5. Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?
  6. Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
  7. Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удаётся ли вам это сделать?
  8. Любят ли дети игру на уроках?
  9. Выполняют ли дети все правила игры?
  10. В каких случаях не нужно применять игры?
  11. Какие психологические качества ребёнка развивает игра?
  12. Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?
 

     Приложение 2 

Анкета  для учащихся.

  1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
  2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
  3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
  4. На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)?
  5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
  6. Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?
  7. Что тебе больше всего нравится в игре?

Информация о работе Игровая деятельность в образовательном процессе