Игровые формы уроков русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.
Содержание работы.
Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка.

Работа состоит из  1 файл

игр2.docx

— 30.99 Кб (Скачать документ)

           Ученики.  Потому что  слово листва  имеет женский  род.

           Учитель.  Значит, мы  ориентировались  по  слову листва.  Оно является...

           Ученики.  ...главным. А  слово яркая-  зависимым.

           Учитель   записывает  на доске:       какая?  x

              Яркая   листва    (ж.р.; им.п.)

           Учитель  ещё  раз объясняет  смысловую  и  грамматическую  связь в  словосочетании.    

           Учитель.  А что же делать  с остальными  Словами?

           Слова.  Составьте  из нас предложение.

           Учитель.  А для этого мы  должны...  

           Ученики(с   помощью учителя).  ... построить   слова в определённом  порядке  и связать  по смыслу и   грамматически.

           Ученики   составляют  предложение.  Слова  выстраиваются  в нужном порядке.  Учитель меняет,  где необходимо,  окончания.

           Получилось:

           На  яркой  листве деревьев  блестит  роса.

           Далее  учитель  объясняет, что   словосочетание  и предложение  - единицы синтаксиса.  Приступают  к работе над  словосочетанием.

           * * *

           Тема. Диалог.  §39    Фрагмент  урока.

         Цель. 1. Познакомить   учащихся с  понятиями  диалог, реплика;

            Выработать   навык постановки   знаков препинания   при диалоге.

          Развитие  речи. Выразительное  чтение по  ролям.

           Ход  урока. 

           На  видном  месте висит  плакат  с определением  слова диалог.

           На  доске  записана тема  урока.

           Учитель.  Ребята, тема  нашего урока   «Диалог».  Что это такое,  вы  прочитали,  а чтобы было  понятнее, ваши  товарищи сейчас  покажут  сценку.

           (Здесь  можно,  например, разыграть  отрывок  из  рассказа Н.Носова  «Бенгальские  огни»).

           «На   другой день  я прихожу к   Мишке после  обеда, а он  сидит  и толчёт бенгальские   огни в ступе.

           - Что   же ты, - говорю,  - не мог раньше  сделать? Ехать  пора, а ты  возишься!

           - Да  я делал  и раньше, только,  наверное, мало  серы клал. Они   шипят, дымят,  а гореть не  хотят.

           - Ну  и брось,  всё равно ничего  не выйдет.

           - Нет,  теперь,  наверное, выйдет.  Надо  только  побольше серы  класть. Дай-ка  мне алюминиевую  кастрюлю, вон  на подоконнике.

           - Где  же кастрюля  ? Тут только  сковородка,  - говорю я.

           - Сковородка?..  Эх, ты! Да это  и есть бывшая  кастрюля. Давай  её сюда.

           Я  передал  ему сковородку,  и  он принялся  скоблить её  по  краям напильником.

           - Это  у тебя,  значит, кастрюля  в  сковородку  превратилась?  - спрашиваю   я.

           - Ну  да, - говорит  Мишка. - Я её пилил   напильником,  пилил, вот она   и сделалась  сковородкой.  Ну ничего, сковородка  тоже нужна  в  хозяйстве.

           - Что  же тебе  мама сказала?

           - Ничего  не сказала. Она  ещё не  видела.

           - А  когда увидит?

           - Ну  что ж ...  Увидит так  увидит. Я, когда  вырасту, новую   кастрюлю ей  куплю.»

           Учитель.  Ребята, сколько  человек принимали   участие в разговоре? 

           Ученики.  Двое.

           Учитель.  Как называется  такая беседа?

           Ученики.  Диалог.

           Учитель   объясняет, что  если к участникам  беседы присоединится  третий, четвёртый  и т.д. говорящий,  то эта беседа  тоже будет   называться  диалогом.

           * * *

           Конец  года.  Контрольные  работы  написаны,  а впереди ещё   несколько  учебных дней.  Как  наиболее  эффективно  можно использовать  оставшееся  учебное время? 

           Повторение  и систематизация  изученного.

           §§ 112, 113, 114, 115, 116.

         Цель. Закрепить   знания, умения,  навыки, полученные  учащимися в  течение года;

           Ход  урока. 

           На  видном  месте висит  плакат  со словами:  «Отправляемся   в путешествие».  Доску украшает  красочно выполненная  карта  страны  Лингвинии.

           После  звонка  на урок на пороге  класса появляется  ученик с  большим  конвертом в  руках.  

           Ученик. Вам  письмо.  

           Учитель.  Ребята, на наш  адрес пришло  письмо. Давайте  посмотрим, от  кого оно. (Распечатывает  конверт.) Это  письмо от короля  Русского  Языка  из сказочной  страны  Лингвиния!  Слушайте:

           «Дорогие  ребята! До меня  дошли сведения  о том, что весь  год вы  по учебнику  знакомились  с  моим королевством,  с обычаями,  нравами, традициями  и законами  городов Фонетики,  Лексики, Морфологии,  Синтаксиса,  Словообразования.  Мне интересно  знать: каковы  же  ваши успехи?  Чтобы получить  ответ на свой  вопрос, предлагаю   вам конкурс  «Знаешь ли  ты  Лингвинию?»  победители  получат звание  «Лучший знаток  Лингвинии -  1997» и приз. С  уважением,  король Русский   Язык».

           Ого!  Здесь  целый пакет  с  заданиями  и условиями   конкурса. Согласны  принять предложение   короля?

           Ученики.  Да!

           Учитель.  Тогда отправляемся  в заключительное  турне по стране  Лингвинии.  

           Делит  класс  на команды(по  4,5 человек), выбирает  капитанов.  Можно выбрать   жюри.

           На  столе  учителя разложены   красочные  конверты с  заданиями  по  разным разделам.  Каждое  задание  помещено на  небольшой   карточке. С  чего начать?

           На  доске висит  подобного вида  плакат:

                 Морфология      Синтаксис      Словообразование                                     Фонетика

              Орфография

            Орфоэпия      Лексика                            

          

  Каждая  клеточка закрыта   листом ватмана  с изображением  забавной рожицы   или цветка. 

         Представители   команд по ходу  урока открывают   любую клеточку  на выбор. Характер  задания будет  соответствовать   названию раздела.  После открытия  окошка команды  должны расшифровать  название города  королевства   Лингвинии  (раздела). Очко  присуждается  за быстроту  и правильность  ответа. Каждое  задание - 1 очко.  Команда, набравшая  наибольшее  количество  баллов считается   победившей.

           Задания.

           Данные  задания  не объединены  общей  темой,  не связаны  между  собой.  Каждое из них  может  быть  включено в  систему  упражнений,  предлагаемых  для  проведения  итогового урока   по тому или  иному разделу.  Разноплановость  этих заданий   предполагает  быструю смену   деятельности  учащихся, что,  на  мой взгляд,  обеспечивает  устойчивый  интерес на  протяжении  всего  урока.

            Карточка   - тест.

              Инструкция.  Обведи кружком   номера правильных  ответов.

               Данные сочетания  слов являются  словосочетаниями:

            осенний день;

             урок начался;

             купить книгу;

             в лесу.

              Ответ: 1) ;  3).

            Карточка   - тест

              Инструкция.  Обведи кружком   номера правильного  ответа.

               К предложениям  с однородными   сказуемыми  относятся  предложение:

            Сильней и   слаще с каждым   днём несётся   запах медовой.   (Фет.)

             Леса, луга   поёмные, ручьи   и речки русские   весною  хороши.   (Некр.)

             Коренаст,   крепок, высок,   могуч многолетний   дуб. (Акс.)

             Приятно   пахнет снегом,   соломой и дымком.

              Ответ: 3).

               (Варианты:  найти предложение   с однородными  дополнениями,  определениями  и т.д.)

            Карточка.   Морфологический   разбор.

 

              Выполняется  при помощи  трафаретов.  Трафареты  представляют  собой  копию  тренажёров,  предложенных  Н.М.Лебедевым.  (см. Список  литературы).

           Имя   существительное 

             Часть   речи   __

                                                       общее  значение

           II. Морфологические   признаки:

                1. Начальная  форма __

            Постоянные   признаки:

         

         собств.            нариц.         одуш.             неодуш.           род           склонение

            Непостоянные   признаки:

                   

                                падеж                         число

            Синтаксическая   роль:

                                                                        

         Условные  обозначения:      - вырезать  окошко.

           Ученик  подкладывает  под трафарет  лист  такого  же формата и  в  нужных окошках  ставит крестики.

            Пропущенная   буква.

          На доске   написаны с  пропущенными  буквами  столбики  слов, по одному  столбику  для  каждой команды.  Представители   из каждой команды  выходят  к доске  по очереди и   вставляют  пропущенную  букву  в слова  по порядку.  Выигрывает  команда, которая  быстрее и  без  ошибок справилась  с  заданием:

           сп...ртивный  з...лёный ст...лбовая

           дес...ть  цв...тной ш...рстяной  

           бе...заботный  ра...свет        бе...цветный

           рису...шь   пиш...шь         чита...шь

           к...пуста   т...атр        ап...льсин

             Карточка.

              В каком примере  неправильно   названа буква?

            Книга - кэ,   эн, и, гэ, а.

             Палец - пэ,   а, эль, е, цэ.

             Марка - эм,   а, эр, ка, а.

          Ответ  :  кэ

            Карточка.   Игра «Справочное   бюро»

              Использовать  словарь.

               Выбери слово,  в соответствующее   лексическому  значению.

               Колорит,   компонент,  комфорт,  компромисс.(«Составная  часть чего-либо»).

            «От каждой   буквы - столбик   - слово»

              Учитель  пишет на доске   одно и то же  слово столько   раз, сколько  команд будет   участвовать  в игре. Представители   команд по очереди  подходят  к  доске и пишут  по  вертикали  слова, начинающиеся  с букв, составляющих  написанное  слово.

           Условия:  1) Это должны  быть слова,  например, только  II-склонения;

            Слова не   должны повторяться;

             Слова должны   быть написаны   правильно.

          К о  р  п у с       к о р  п у с           к о  р п у с

           р  к о  у к у      р б а о с  а          о р е у р ю    

           о  н г  с р г      а р з л п  п          с е к л о р

           т  о   к  о о      н ы б ё е о           т х о ь к п

                   п б         в о  т х г          ю   р  т   р

                                р                 м   д     и

                                                                                                       з

           Это  лишь малая  толика того  количества  игр и заданий  (шарады, кроссворды,  ребусы), которые   могут быть  предложены  детям  с целью  разнообразить   учебный процесс. 

  IV.           Список  литературы

             П.М. Баев. «Играем   на уроках  русского   языка»,   Москва, «Русский   язык», 1989   г.

              Л.С. Выготский.   «Педагогическая   психология».   Москва,   «Педагогика»,   1991 г.

              В.А. Крутецкий.   «Психология»,   Москва, «Просвещение»,   1986 г.

              Н.М. Лебедев.   «Обобщающие   таблицы и упражнения   по  русскому   языку»,   Москва, «Просвещение»,   1991 г.

              «Дошкольное   воспитание»,   1985 г., №8

              «Русский   язык в школе»,   1989 г., №4

              «Русский   язык в школе»,   1992 г., №5

              «Русский   язык в школе»,   1993 г., №3

 

http://vseref.ru/load-49478.html


Информация о работе Игровые формы уроков русского языка