Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание

Цель: на основе теоретического анализа проблемы провести диагностическое исследование, на основе которого сделать вывод об успешности образовательной программы д/о № 142 в сфере развития коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи: 1) дать характеристику игры – как социально-психологического феномена;
2) проанализировать и обобщить игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;
3) провести социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 142 г.Рязани;

Содержание

Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения
1.1 Социально-психологическая характеристика игры
1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в д/с №142
2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с №142 по развитию коммуникативных навыков детей
2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, г. Рязани
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 327.50 Кб (Скачать документ)

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №142

Здание комбинированного вида расположено по адресу: ул. Новоселов  д.38А. Оно открыто в феврале 1985г. Заведующий Вишникина Антонина Федоровна. Детский сад имеет 8 групп(6 обычных,1 для детей с нарушениями речи, 1 для детей ЗПР), у каждой из них есть спальные комнаты, раздевалка.

В ДОУ работают педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию - один человек, первую - двенадцать, вторую – девять, в том числе  два логопеда, один преподаватель  ИЗО, один психолог. Материальная база детского сада находится в удовлетворительном состоянии.

В 2001-2002 учебном  году учреждение прошло аттестацию и  аккредитацию. Основной образовательной  программой детского сада является «Программа воспитания в детском саду» под  редакцией Васильевой М.А. Также  реализуется "Программа экологического воспитания" Николаевой С.И., "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи" Филичевой Т.Б. Образовательная программа детского сада имеет приоритетные направления: охрана и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие, коррекция нарушений физического и психического развития и социально-психологическая реабилитация.

Краткая характеристика структуры программы

«Программа  воспитания в детском саду» обязательна  для воспитателя. Под его руководством осуществляется всестороннее развитие каждого ребенка, происходит усложнение всех видов деятельности (игра, занятия, труд).

Образовательный материал в программе нарастает  от группы к группе; на следующей  ступени закрепляется и совершенствуется достигнутое на предыдущей.

Программа охватывает четыре возрастные степени физического  и психического развития: ранний возраст - от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет, средний  возраст – до 5 лет, старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет, причем на последней ступени особо выделяется период подготовительный к школе (от 6 до 7 лет).

В каждой возрастной группе программа располагается  по видам деятельности и предусматривает  разный характер взаимоотношений воспитателя  с детьми в зависимости от их возраста. Воспитание и обучение детей раннего возраста осуществляется в основном в процессе индивидуальных контактов с каждым ребенком. Игры и занятия с детьми третьего года жизни ведутся по подгруппам. После трех лет во второй дошкольной группе вводятся фронтальные формы работы. Занятия становятся обязательной формой учебной деятельности для всех детей при индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Общественное  и семейное воспитание детей дошкольного  возраста органически сочетается друг с другом. Перед семьей и детским садом стоят единые задачи. Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей.

Примерная сетка занятий для средне - старшей  группы

Первая  неделя

Понедельник

Музыкально-ритмические занятия (отдельно средние и старшие)

Вторник

Познавательное  занятие (отдельно средние и старшие ) Игра дидактическая.

Среда

Музыкально-ритмическое  занятие (можно общее) ст.группа математика.

Четверг

Познавательное  занятие ( можно общее)

Пятница

Рисование (художественно  – продуктивная деятельность), отдельно средние и старшие

     

Вторая  неделя

Понедельник

Музыкально  – ритмическое занятие (отдельно средние и старшие)

Вторник

Познавательное  развитие (отдельно средние и старшие)

Среда

Музыкально  – ритмические (отдельно средние  и старшие)

Математика (старшая  группа)

Четверг

Познавательное  развитие (отдельно средние и старшие)

Пятница

Художественно – продуктивная деятельность

Конструирование (отдельно средние и старшие)


 

 

Третья  неделя

Понедельник

Музыкально  – ритмическое (можно общее)

Вторник

Познавательное  развитие (можно общее)

Среда

Музыкально  – ритмическое (отдельно средние  и старшие)

Математика (старшая  группа)

Четверг

Познавательное  развитие (отдельно средние и старшие)

Пятница

Художественно – продуктивная деятельность

Рисование (средняя  группа)

Лепка (старшая  группа)


 

 

Четвёртая неделя

Понедельник

Музыкально  – ритмическое занятие (отдельно средние и старшие)

Вторник

Познавательное (отдельно средние и старшие)

Среда

Музыкально – ритмическое (можно общее)

Четверг

Познавательное (отдельно средние и старшие)

Пятница

Конструирование (средняя) Рисование (старшая)


 

Младше  – средне – старшая группы 

 

Первая  неделя

Понедельник

Музыкально  – ритмическое (отдельно младшие, средние и старшие)

Вторник

Познавательное (отдельно младшие, средние и старшие)

Среда

Музыкально  – ритмическое (общее)

Четверг

Познавательное (отдельно младшие, средние и старшие)

Пятница

Художественно – продуктивная деятельность.

Рисование (общее)


Вторая неделя

Понедельник

Музыкально-ритмическое( отдельно младшие, средние, старшие)

Вторник

Познавательное (отдельно младшие,средние, старшие )

Среда

Музыкально-ритмическое (младше-средние, отдельно старшие)

Четверг

Познавательное (отдельно младше- средние и старшие)

Пятница

Художественно – продуктивная деятельность. Конструирование (общее с разными интервалами  посадки)


 

 

Третья  неделя

Понедельник

Музыкально  – ритмическое (отдельно младше- средние  и старшие)

Вторник

Познавательное ( можно общее)

Среда

Музыкально- ритмическое (можно общее)

Математика (старшая)

Четверг

Познавательное (отдельно младше-средние и старшие)

Пятница

Художественно- продуктивная деятельность

Рисование(младше- средние),Лепка (старшие)


 

 

 

Четвёртая неделя

Понедельник

Музыкально – ритмические (младшие, средние, старшие отдельно)

Вторник

Познавательное (для всех возрастов отдельно)

Среда

Музыкально  – ритмические (младшие, средние, старшие)

Математика (старшие)

Четверг

Познавательное (можно общее)

Пятница

Художественно –продуктивная деятельность

Конструирование (младше- среднее). Рисование (старшие)


Руководство играми происходит в процессе свободной  деятельности детей, а также на специальных  занятиях. Программой предусмотрено  обучение сюжетно-ролевой, дидактической  и подвижной игре. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).

Задача дидактической  игры заключается в том, чтобы  научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз в неделю на протяжении всех годов обучения. Кроме специальных игровых занятий, дидактическая игра как методический прием используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия только на первых годах обучения, в основном же они проводятся на занятиях но физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

Помимо специальных  занятий, в режиме дня выделяется время для организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке проводятся игры с  песком, водой, снегом.

Таким образом в детском саду созданы все необходимые условия для реализации образовательной программы:

- комната психологической разгрузки, где педагог-психолог проводит работу с детьми, тренинги с персоналом и родителями детей,

- музыкальный зал с современным интерьером и музыкальным оборудованием,

- логопедические кабинеты, где проводятся индивидуальные и фронтальные занятия,

- физкультурный зал с набором спортивного инвентаря,

- массажный кабинет и коррекционный зал, где инструктор по ЛФК проводит оздоровительные мероприятия с детьми с нарушением осанки и плоскостопием, - медицинский кабинет, где медицинская сестра проводит оздоровительные и профилактические мероприятия.

- методический кабинет, в котором сосредоточено все методическое обеспечение и наглядный материал для работы с детьми

В группах имеются  игровые, физкультурные, музыкальные  уголки. После дневного сна воспитатели  проводят профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.

В детском саду работают кружки по изобразительной деятельности, народной культуре, театральный кружок. Для них оборудованы комнаты "Русская изба", "Изостудия", "Комната сказок."

Успешная организация  игр невозможна без устройства игровых  уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.

Важно также  помнить, что даже в тех случаях, когда обучение игре проводится на занятиях, это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой воспитателя, свободное, раскрепощенное состояние детей; к ним неприменимы мерки и требования других занятий.

Данная программа предполагает использование следующих игровых методик:

1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

·           "Как можно нас называть по – разному ?" Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

·           "Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

·           "Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.

2. Для совершенствования  у детей общаться без слов  сначала дают детям распознать  изображенный жест (на рисунке,  фотографии, диафильме), а затем предлагают  игры:

·           "Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, адругте отгадывают его значение;

·           "Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

·           "Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

Информация о работе Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста