Игровые технологии на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:05, творческая работа

Описание

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы все дети на уроках хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, приходим к выводу, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком в начальной школе является использование игр.

Работа состоит из  1 файл

Казахский университет международных отношений и мировых языков.docx

— 51.84 Кб (Скачать документ)

 

Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на две  основные группы:

  • - контролируемая ролевая игра;
  • - свободная ролевая игра.

 

  Контролируемая ролевая игра является более простым видом, может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов, ответов, диалог этот может быть длиннее или короче базового. Кроме того, учитель может давать по мере необходимости инструкции по ходу ролевой игры.

Что касается свободной ролевой игры, при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе  выбрать ситуацию и дать время на подготовку.

Также некоторые авторы выделяют следующие  виды ролевых игр:

Например, Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез предлагают такую классификацию ролевых игр:

    1) ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имеющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Это соревнование регламентировано правилами игры;

      2) инновационная (продуктивная) игра – совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов;

    3) фестивальные игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой воспитательной работы, как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержании и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой

 

 

 

Глава III. Экспериментально-опытная  работа  по использованию игровой  технологии. 
3.1.Разработка урока с элементами игр

 

       Игровой метод для активизации познавательного интереса к изучению иностранного языка, в частности, ролевых игр, был применен мной на практике.

           Теоретические результаты исследования использовались в учебной практике средней школы при прохождении педагогической практики в гимназии №, в 8 «б» классе.

 

       Во время так называемой «активной» практики, а также в процессе проведения занятий по иностранному языку, была составлена характеристика вышеуказанного класса. Но в силу того, что уроки проводились лишь в одной группе, состоящей из 14 человек, именно данной группе мной была разработана детальная характеристика.

  Группа из 14 человек состояла из 6 девочек т 8 мальчиков.

В классе наблюдалась общность социальных интересов, касающихся не только учебной деятельности, но и посещения  различных кружков и секций. Так, большинство мальчиков посещают кружки восточных единоборств  и так далее.

        Было определено, что в группе нет явных лидеров, и это способствовало сплоченности и организованности класса в выполнении общих дел, умению коллективно планировать их и распределять заданиями между собой.

Общий уровень поведенческой  дисциплины неплохой.

Следует отметить также, что  у каждого учащегося имеется  свободная морально-психологическая  позиция.

Все вышеуказанное было учтено при подготовке и проведении в  классе игр.

     Я часто использовала различные игры при работе. Предложение “давайте поиграем” дети ждут с нетерпением. Количество игр безгранично, как и безгранична возможность разнообразить приёмы для обучения и воспитания детей. Чтобы дети не воспринимали мои уроки только как игру и  уходили с урока, осознавая, что они научились понимать и выражать на иностранном языке что-то новое, читать что-то интересное,  я обязательно подвожу   итоги урока. В на начальном этапе я я это делаю так: ”Haben wir heute gespielt? Haben wir heute lustig gesungen? Haben wir heute deutsch gelesen? Gut gearbeitet?“

К примеру: Тема  урока  был Спорт.

 

 

3.2. Разработка урока с ролевыми играми на уроке иностранного языка.

 

Одним из видов ролевой  игры, распространенной на уроках иностранного языка, является составление диалогов. В период педагогической практики данный вид работы также применялся. Приведем пример. Незнакомые слов заранее были выписаны на доску, для того, чтобы  учащиеся переписали их в тетради. Проработав над произношением, учащиеся выполнили разнообразные упражнения, в число которых входили: «Ответьте на вопросы» и так далее.

Далее им было предложено составить  небольшой диалог на тему спорт , в котором они должны были использовать уже знакомые слова. При этом каждый ученик принимал разную роль, кто-то был учителем, кто-то тренером и так далее.  Вначале был не большой барьер в том, что дети немного стеснялись показать свои артистизм и так далее. Но походу игр все изменилось

 

 

 

В психолого-педагогической литературе отмечается, что если занятия  с использованием игровых технологий не принесли желаемого результата, то они являются потенциально губительными для учебного заведения, угнетающими  обучаемых и вредными для профессиональной репутации самого педагога. Полноценная и качественная оценка образовательной результативности на занятиях с использованием игровых технологий, установление с этой целью разнообразной обратной связи, позволит проконтролировать результаты обучения и своевременно внести необходимые изменения. Обратная связь и оценка качества нужны, прежде всего, самому преподавателю-руководителю игры, как по ходу ее проведения, так и после окончания.

Таким образом, учет мнений и интересов учащихся способствовал  созданию атмосферы сотрудничества, что, в свою очередь, явилось важным условием для повышения мотивации  учащихся к изучению иностранного языка  и, в целом, повысило успеваемость учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате исследования, мы приходим к  выводу о том, что:

  • - использование на уроках по иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;
  • - опираясь на результаты педагогической практики мною была оценена методологическая ценность применения ролевых игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований.

Такие как воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную  и индивидуальную деятельность;

  • - методологические и методические выводы были подтверждены на практических занятиях в период  прохождения педагогической практики. Таким образом, на практике была доказана эффективность применения игровых технологий на занятиях по иностранному языку для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

 

Список использованной литературы

  1. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. – 256 с.
  2. Болтнева, О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка / О. Ю. Болтнева / / ИЯШ. – 2001. - №4. – С. 74-79.
  3. Большая советская энциклопедия /  Гл. ред.  А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1974. – 631 с.
  4. Бурдина, М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Бурдина / / ИЯШ. – 1996. - №3. – С. 50-55.
  5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / / Вопросы психологии. - №6. – С. 61-64.
  6. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336 с.
  7. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая  эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак -  М: Педагогика, 1991, 224 с.
  8.   Занько, С. Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М.: « Логос», 1992, ч. 1.  – 125 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе / А. Н. Леонтьев. – М., 1989. – 320 с.
  10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.

 

Также были использованы  материалы из интернета www.festival.ru 

 


Информация о работе Игровые технологии на уроках иностранного языка