Игровые технологии на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 05:28, курсовая работа

Описание

Цель данной выпускной квалификационной работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении русскому языку.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе 6
1.1. Основы технологии игровых форм обучения 6
1.2. Общие положения понятия игры 7
1.4. Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося 13
Глава 2. Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности 19
2.1. Понятие о познавательной активности 19
2.2. Особенность мыслительной деятельности подростков 20
Глава 3. Использование игровых методов на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной активности учащихся 30
3.1. Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках русского языка 30
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. 44
Заключение 48
Библиографический список 50

Работа состоит из  1 файл

докладWord (4).doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение

 
 
 

     На  современном этапе главной задачей  государственной образовательной  политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Д.Б. Эльконин: «Школа – не место реализации чего – либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин “компетенция”.

     Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и  действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности (Д.Б. Эльконин: «… надо не говорить слов, а строить ситуацию»1).

     Об  обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо  обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности  человека, ребенка в особенности.

     Игра  – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание  решить эти вопросы обостряет  мыслительную деятельность играющих. Это открывает богатые обучающие возможности.

     Для детей игра прежде всего – увлекательное  занятие. Она по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность  здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу грамотно говорить и писать наравне со всеми».

     Игру  так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия2.

           Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

     Цель данной выпускной квалификационной работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

     Данная  цель может быть достигнута через  решение следующих задач:

  1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
  2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
  3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении русскому языку.

     Объект: игровые методы обучения русскому языку.

     Предмет: методика использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

     Методы  исследования: исследование научной литературы, анализ, синтез, наблюдение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблема использования  игровых методов  как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе

1.1. Основы технологии  игровых форм обучения

     В школе особое место занимают такие  формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает такое определение педагогической технологии: «педагогическая технология -  систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности3.

     Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей  деятельности через преобразующую  к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

     Исходя  из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты

1.2. Общие положения понятия игры

 

     Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических  воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева  выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую  и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

     Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе  и непосредственному насыщению  и спроецирована на отражение  мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», исследователь трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых4.

     Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

     Итак, игра воспроизводит стабильное и  новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

     Игра  – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек  не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

     Многие  исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

     1.3. Классификация игр

 

     Существует  несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

     I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

     II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

     Интеллектуальные  игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного  характера.

       Творческие сюжетно-ролевые игры  в обучении – не просто развлекательный  прием или способ организации  познавательного материала. Игра  обладает огромным эвристическим  и убеждающим потенциалом, она  разводит то, что по «видимости  едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

     Игры  путешествия. Все они совершаются  школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания  определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

     III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

     Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

     IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

     V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

     Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет  огромный арсенал способов организации  учебно-познавательной деятельности учащихся.

     Лучшие  дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

     Результативность  дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы  игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».5

Информация о работе Игровые технологии на уроках русского языка