Игровые технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить технологические игры и представить теоретическую обоснованность этой проблемы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Обосновать понятия педагогических технологий и область их применения.
2. Изучить классификацию игровых технологий.
3. Определить область применения игровых технологий в образовательном процессе, классификацию и их виды.
4. Применение игровых технологий в образовательном процессе в школе.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………….…......3
Глава 1.Технологический подход в образовании ………………….………... 5
1.1 Понятие «педагогическая технология»……..……… ………. ......……... 5
1.2 Область применения понятия «технология» …….………………...... ...…6
1.3 Основные качества современных образовательных
технологий ……………….……………............…..………………..…………...8
1.4 Преимущества ПТ ……..……..………………..……....……….......……..11
Глава 2. Классификационные параметры игровых технологий…....…..13
2.1 Понятие «игровые педагогические технологии»………….………….......…13
2.2 Концептуальные основы игровых технологий .…………..……...……14
2.3 Классификация игровых технологий.……………..................…...……16
2.4 Виды педагогических игр ……………………………...................…….19
Заключение…………………………………………………….….……….……22 Список литературы …..........................…............................................…...24

Работа состоит из  1 файл

игровые технологии.docx

— 60.97 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет педагогики и  методики дошкольного образования

Кафедра ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

 

 

Игровые технологии

(курсовая работа)

 

 

Исполнитель:

xxxxxxxxxxx,

студентка группы хх/ххх-хх

заочной формы обучения

Научный руководитель:

xxxxxxxxxxxxx,

профессор,

кандидат педагогических наук

 

Москва хххх

 

Оглавление………………………………………...……………………….……2 Введение……..…………………………………………………………….…......3

Глава 1.Технологический подход в образовании ………………….………... 5

1.1  Понятие «педагогическая технология»……..……… ………. ......……... 5

1.2 Область применения понятия «технология» …….………………...... ...…6

1.3 Основные качества современных образовательных

технологий ……………….……………............…..………………..…………...8

1.4 Преимущества ПТ ……..……..………………..……....……….......……..11

Глава 2. Классификационные параметры игровых технологий…....…..13 

2.1 Понятие «игровые педагогические технологии»………….………….......…13

2.2 Концептуальные основы игровых технологий .…………..……...……14

2.3 Классификация игровых технологий.……………..................…...……16

2.4 Виды педагогических игр ……………………………...................…….19

Заключение…………………………………………………….….……….……22   Список литературы …..........................…............................................…...24  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра  относится к виду деятельности ребенка, в которой  формируется произвольность поведения. Игровая деятельность выполняет различные функции:

- развлекательную ( пробудить интерес, доставить довольствие,  воодушевить);

- диагностическую: выявление отклонений от нормы поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение  позитивных изменений в структуру  личностных показателей; коммуникативную:  освоение  общения;

- социализации: включение  в систему общественных отношений,  усвоение норм человеческого  общежития;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей.

Происхождение игры рассматривалось  учёными в разное время. Одни считали, что игра появилась в процессе эволюции как форма жизнедеятельности  молодых животных  . Другие предполагали, что игра возникла  вследствие проведения свободного времени людей . Детская игра – развивается, т к   дети  воспроизводят действия взрослых людей и отношения между ними в особой  форме. Игра, по определению А.Н. Леонтьева,  является ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника, т.е. деятельностью, в связи с развитием которой происходят основные изменения в психике ребёнка и происходит переход ребёнка к новой ступени развития.

 Д.Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра возникает в ходе развития общества . Это происходит в результате появления разных форм разделения труда и  невозможности вовлечения ребёнка в производительный труд.

В  педагогике игра рассматривается  как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определёнными правилами и направлены на достижение победы, (выигрыш, приз). Другими словами, игра – это любая модель социального взаимодействия с чётко определёнными правилами.

 В процессе игры:

 – осваиваются правила  поведения и роли в них социальных  групп, переносимые затем в   жизнь; 

– рассматриваются возможности  этих групп, коллективов,  различных  типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

 –  накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами: наглядными пособиями, компьютерными технологиями;                                

 – приобретаются навыки  совместной коллективной деятельности, формируются индивидуальные особенности  учащихся, необходимые для достижения  поставленных игровых целей.

Объект  исследования - игровые технологии.

Предмет исследования - процесс использования игровых технологий в образовательном процессе.

Цель исследования - изучить технологические игры и представить теоретическую обоснованность этой проблемы.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

1. Обосновать понятия  педагогических технологий и область их применения.

2. Изучить классификацию  игровых технологий.

3. Определить область  применения игровых технологий  в образовательном процессе, классификацию и их виды.

4. Применение игровых  технологий в образовательном  процессе в школе.

              Глава 1.Технологический подход в образовании

1.1  Понятие «педагогическая технология»

   Понятие "технология" (от греч. "техне" — искусство, ремесло, наука, + "логос" — понятие, учение) означает совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Впервые  в  работах по рефлексологии в 20-е годы прошлого века (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Шацкий С.Т.) использовался термин «педагогическая технология». Через десять лет в Педагогической энциклопедии понятие было представлено как совокупность приемов и средств по четкой  и эффективной организации учебных занятий. Сюда же было отнесено умение использовать наглядные пособия, оперировать учебным и лабораторным оборудованием.

К началу 80-х годов вследствие развития техники и начавшейся за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. Были тогда же выделены две стороны педагогической технологии: для решения практических задач применение системного знания и использование технических устройств в учебном процессе.

  Известны три принципа педагогической технологии — это последовательно развертывающиеся характеристики педагогического воздействия:                                                                                     1)направленность на инициирование субъектности обучаемого,

2) направленность на содержание свободного выбора обучаемого как субъекта,

3) направленность на отношение как результат воспитания и основной объект   воспитательного процесса.

 

 

1.2 Область  применения понятия «технология»

 В педагогике  «технология» в настоящий момент не определена достаточно четко и употребляется в нескольких смыслах:

— как синоним  понятий «форма организации обучения» или «методика», т. е. технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.;

  • как совокупность использованных в конкретной педагогической системе средств, методов и форм, т. е. технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.;
  • как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Понятие «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-либо нового, не уточняет процесс обучения. Происходит подмена одного понятия другим. Например, если ранее говорили «методика (или система) Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова». От перемены слов смысл предмета (системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) не изменился.

Методика в большинстве случаев — это совокупность рекомендаций по проведению и организации учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: проектирование будущего учебного процесса и гарантированность конечного результата. Педагогическая технология — это определенная система процедур, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата, т.е. в данном случае — государственного стандарта.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается  совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе средств, методов и форм, мы говорим о новом смысловом понятии.Но, в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Так же, нет четкого разграниченияи появляется неразбериха. Можно сделать вывод: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные —отступление от научных позиций. Следовательно, термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, сохраняя первоначальный, пришедший из промышленного производства смысл: технология —

совокупность  и последовательность процессов и методов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные качества современных образовательных технологий

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям.

Технологическая схема или карта — это условное изображение технологии процесса с помощью деления его на функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Системность. Педагогическая технология должна иметь все признаки системы; логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.

Научная база. У каждой педагогической технологии должна быть опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

Эффективность. Современные педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть оптимальными по затратам и эффективными по результатам.

Управляемость. Это возможность планирования, поэтапной диагностики, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Воспроизводимость. Это возможность применения ПТ в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Основными критериями технологичности являются:

  • системность (комплексность, целостность);
  • научность (концептуальность, развивающий характер);
  • структурированность (иерархичность, логичность, алго-ритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность);
  • управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Особенности ПТ заключаются в следующем: отдельные технологические процессы по своей структуре и способам их реализации воспитывают только внимание, способность действовать механически, исполнительность, только при жестко заданной последовательности основных элементов программы. Другие технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования, поддающейся формализации информации. Преподавание одним единственным методом ведет к однообразию и монотонности в обучении со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отсюда возникает проблема меры и дозировки педагогических воздействий, проблема выбора используемых технологий, их оптимальных сочетаний для достижения лучших результатов обучения и воспитания.

К особенностям педагогической технологии относится  и то, что каждому технологическому звену, цепочке, приему нужно найти свое место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения.

Любая ПТ, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в составлении технологических опорных схем, карт, к организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов, предоставляя наиболее подготовленным детям в процессе выполнения заданий полную самостоятельность, оказывая помощь другим, менее подготовленным. Взрослый организует взаимные консультации, взаимопроверку и взаимооценку в ходе реализации технологических процессов. В возрастающей самостоятельности детей проявляется их активность. Так же активность проявляется во   взаимообучении на основе технологического инструментария, в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности учащихся в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение знаний.

Информация о работе Игровые технологии