Игровые технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 00:08, реферат

Описание

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Игровые технологии

              Человеческая  культура возникла и  развертывается в  игре, как игра. Й.Хейзинга

Игровая деятельность

  Игра  наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

  По  определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет  такие функции:

  • -    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • -    коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • -    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • -    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • -    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • -    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • -     межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • -     социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • •   свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • •   творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • •   эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • •   наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, 
    логическую и временную последовательность ее развития.

  В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

  В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

  Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

  Игру  как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • -    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • -    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • -    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • -    как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница»,  «Орленок», КТД и др.).

  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и  ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания  учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 4).

  В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

  По характеру  педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  б) познавательные, воспитательные, развивающие;

  в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

  г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

  Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

  И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.  

  Классификационные параметры игровых  технологий  

  По  уровню применения: все уровни.

  По  философской основе: приспосабливающаяся.

  По  основному фактору  развития: психогенные.

  По  концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

  По  ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.

  По характеру содержания: все виды + проникающие.

  По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

  По  организационным  формам: все формы.

  По  подходу к ребенку: свободное воспитание.

  По  преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

  По  направлению модернизации: активизация.

  По  категории обучаемых: массовая, все категории.

  Спектр  целевых ориентаций

  •  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  •  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям  общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.  

  Концептуальные  основы игровых технологий  

  •     Психологические механизмы игровой  деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

  •     Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

  •    Игра -   пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

  •    Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).

  •      Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет  свои особенности.

  •    Содержание детских игр развивается  от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

  •     В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

  Особенности игровых технологий

  Все следующие  за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.  

  Игровые технологии в дошкольном периоде  

  Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

  У ребенка  формируется воображение и символическая  функция сознания, которые позволяют  ему переносить свойства одних вещей  на другие, возникает ориентация в  собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

  В результате освоения игровой деятельности в  дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.  

  Технология  развивающих игр  Б.П.Никитина  

  Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

  Каждая  игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Информация о работе Игровые технологии