Игры для детей на обогащение словарного запаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 18:04, доклад

Описание

игры по развитию речи дошкольников
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Работа состоит из  1 файл

Игры для детей на обогащение словарного запаса.docx

— 17.03 Кб (Скачать документ)

Игры  для детей на обогащение словарного запаса

Игра  «Наоборот»

Цель  — упражнение в  подборе антонимов (слов-неприятелей).

Логопед говорит  детям, что к нам пришел в гости  ослик. Он очень хороший, но вот в  чем беда: он очень любит все  делать наоборот. Мама-ослица с ним  совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала  мама-ослица и ослик играть в эту  игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его  упрямство во время игры уходило  и больше не возвращалось. Он и вас  решил научить этой игре. Далее  логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и  называет слово, а ребенок, поймавший  мяч, должен сказать антоним этому  слову (высокий — низкий) и бросить  мяч логопеду.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь  «начало» я скажу  — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель  — развитие умения подбирать противоположные  по смыслу слова (слова-неприятели).

Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое  пропустил логопед, т.е. закончить  фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна  видна ночью, а  солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река  широкая, а ручей ...

Камень  тяжелый, а пух ...

Обыграть  это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться  в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так  как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы  до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему  плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель  — упражнение в  подборе слов, близких  по смыслу (слов-приятелей).

Логопед говорит  детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово  повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно  сказать по-другому: весна идет? (весна  наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие  словосочетания:

Чистый  воздух (свежий воздух).

Чистая  вода (прозрачная вода).

Чистая  посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце  село (зашло).

Река  бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель  — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и  правильно их согласовывать.

Эта игра для  развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ... 
 

Игры  на формирование грамматического  строя речи

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель  — развитие умения образовывать формы  родительного падежа множественного числа  существительных.

Читаем ребенку  шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку  задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел  поэт? В каком виде они были?

- Носят ли  свинки ботинки? А может они  носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички  и т.д.)

- Правду рассказал  нам в стихотворении поэт? Нет,  он нафантазировал. Мы тоже можем  сочинить веселые шуточные стихи  про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем  честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы  видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение  можно продолжать и дальше. По образцу  этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи  и делать то же самое.

Игра  на развитие речи «Кузовок»

Цель  — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его  названием.

Дети садятся  в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку +дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение «Чье все  это?»

Цель  — упражнение в  согласовании слов-предметов  и слов-признаков  в нужном числе  и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова  — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц  — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца  — овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь  — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра  «Домики»

Цель  — упражнение в  определении рода слов-предметов.

Логопед объясняет  детям, что в первом домике живут  слова, про которые можно сказать  «он мой», во втором - «она моя», в  третьем - «оно мое», в четвертом - «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и  число слов без называния терминов.

Информация о работе Игры для детей на обогащение словарного запаса