Игры и игрушки для слабовидящих и слепых детей раннего и младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:52, реферат

Описание

Для детей с дефектами зрения создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию, как слепого, так и зрячего ребенка. Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними.

Работа состоит из  1 файл

Игры и игрушки для слабовидящего или слепого ребенка Слепому ребенку нужны озвученные игрушки.docx

— 28.39 Кб (Скачать документ)

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

детский сад №2156 ЮЗАО г. Москвы

 

 

 

ПАПКА – ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

 

«Игры и игрушки для  слабовидящих и слепых детей раннего и младшего дошкольного возраста»

 

 

Подготовили

воспитатели группы №9:

Гулян Л.В.

Новикова Л.В.

 

 

 

 

 

Москва 2012-2013 учебный год

КАКАЯ ИГРУШКА  НУЖНА РЕБЁНКУ, ИМЕЮЩЕМУ ДЕФЕКТЫ  ЗРЕНИЯ?

 

 Слабовидящему и слепому ребенку нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие игрушки. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Малышам первого – второго года жизни лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

Для детей с дефектами зрения создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию, как слепого, так и зрячего ребенка. Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность. Слабовидящего или слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы. Неприемлемыми для игры детей являются сюжетно – образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться. Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают  окружающий мир и учатся действовать в нем. В воспитании слабовидящего или слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы. Все игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета. Некоторые игрушки, такие, как строительный материал, не следует окрашивать. Детали, предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными. Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены.

Существует целый ряд  игрушек, помогающих развитию движения рук слабовидящего и слепого ребенка, его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики и стаканчики. Пирамидка должна состоять из 3-5 колец одного цвета. Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек. Для игры малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35 – 50 см в окружности). Можно использовать игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых, дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли. Можно использовать заводные игрушки, но с осторожностью, т.к. такие игрушки могут испугать. Заводная машинка не годится. В тоже время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку. Значительную помощь в развитии такого ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, А также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д. Детей 3 года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы.

 

В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ?

Одним из эффективных средств  воспитания и обучения слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основной элемент  которой – обучение способам познания окружающего мира.

Дошкольники любят дидактические  игры за наличие в них игрового действия, которые их увлекают, стимулируют  мыслительную деятельность. Благодаря  такой занимательности дидактические  игры активизируют развитие способностей, формируют знания, навыки и умения.

В дидактических играх  у слабовидящих детей совершенствуется:

  • сенсорный опыт (развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.); 
  • усваиваются сенсорные эталоны (общепринятые образцы внешних свойств предметов – цвет, форма и т.д.), овладевают умением их дифференцировать, классифицировать, а затем использовать в характеристике реальных предметов и явлений.

Увлечение слабовидящего  ребенка игрой повышает способность  к произвольности внимания, обострению наблюдательности, более точному  восприятию, осмыслению знаний.

К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций  можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для  развития цветоразличения можно  применять дидактические игры и  упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки».

Дидактические игры «Какой предмет больше, меньше?», «Что дальше, что ближе?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера.

Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет».

Для упражнения в выделении формы  предлагается игра «Найди предмет по форме геометрической фигуры».

В игре «Каждой игрушке свое место» дети учатся складывать в коробку  игрушки соответствующего размера.

Для развития пространственной ориентации и зрительных ощущений можно использовать игры и задания такого типа: «Сравни  два дерева», «Чьи следы?», «Рассмотри радугу», «Найди дерево, цветок по картинке»  и т.д.

Приведенные выше игры повышают способности  у слабовидящих детей дошкольного  возраста к обобщению и улучшению  ориентации действительности.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения  на цветовое различение:

 
1) "Шарики - ниточки"

 
Подготовьте разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и подберите к ним нитки  соответствующего цвета. Попросите  ребенка подобрать к каждому  шарику подходящую по цвету нитку (к  красному шарику - красную нитку, к  зеленому - зеленую и т. д.). Далее  сделайте подбор ниток намеренно  неправильный, и пусть ребенок  найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где  желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.

 
2) "Что  какого цвета?"

 
Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым  карандашом, огурец - зеленым и т. д.).

 
3) "Радуга"

 
Познакомьте ребенка с  последовательным расположением цветов в спектре.

Прочитайте стихотворение  Е.Измайлова «Радуга»:

 
Вышла радуга-краса,  
Разноцветная коса.  
Ленты пестрые в косе -  
А всего их ровно семь.  
Дарит их красавица -  
Бери, какая нравится.

 
Красная - 
Если красный помидор,  
То поспел он, ясно,  
Если красный светофор,  
То идти опасно,  
Ну, а если красный нос -  
Значит, на дворе мороз. 
Оранжевая - 
Что за мяч оранжевый,  
Весело наряженный?  
Мячик не резиновый.  
Мячик апельсиновый. 
Желтая - 
Желтый лимон 
на цыпленка похож,  
Только вот ног у него 
не найдешь.  
Желтый цыпленок похож 
на лимон,  
Только растет не 
на дереве он. 
Зеленая 
Вот кузнечик Кузька -  
Зеленое пузико.  
Спинка, лапки, голова -  
Весь зеленый, как трава. 
Голубая  
Нравятся Насте  
Голубые краски:  
Голубые платья,  
Голубые глазки,  
Голубика в лесах  
Дали голубые.  
Голубые чудеса -  
Выбирай любые. 
Лиловая (фиолетовая)  
Цвет лиловый - цвет 
сирени.  
Цвет фиалок, Цвет весенний,  
Цветет он и колышится,  
И в нем приятно дышится. 
Синяя 
Слышал я, будто стащила 
синица  
В небе лоскутик синего 
ситца.  
Сшила синица из ситца 
косынку,  
Синими стали крылья 
и спинка. 
 
Попросите ребенка раскрасить цветными карандашами (последовательно) радугу. Верхняя полоса красная, затем оранжевая, и далее как в стихотворении. 
Если ребенку трудно выполнить это задание, то сначала вы закрашиваете первую половину радуги до центральной вертикальной линии, а затем ребенок закрашивает всю правую часть. 
Через некоторое время предложите ребенку вновь это задание, чтобы он выполнил его целиком, напоминая ему цвет, повторяя стихотворение.

Упражнения на развитие внимания и восприятия: 
 
1) "Найди пуговки"

 
В шкатулке много всяких пуговиц, но нужно выбрать те из них, которые  подойдут к рубашке (пуговка с  двумя дырочками, круглая) и к  штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

 
2)  "Геометрические фигуры"

 
На рисунке изобразите геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). 
Ребенок выполняет по вашей просьбе задания: 
1) покажи мне все круги, квадраты, и т. д.; 
2) я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее; 
3) обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их; 
4) закрась фигуры разными цветами и назови, какую фигуру каким цветом ты закрасил; 
5) покажи большой круг, маленький круг, и т. д.

 

 

Упражнения на развитие тактильной чувствительности: 
 
1) "Угадай на ощупь"

 
Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. 
Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..." 
Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: «А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана». 
После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

 
2) "Что лежит в мешочке?" 
 
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, звери, желуди и т. д.). 
Предложите ребенку поиграть: "Смотри, Катенька, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь". Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно, предложить сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по вашей просьбе (на ощупь). 

 

Упражнения для развития восприятия, мышления, мелкой моторики: 
 
1) « Разрезные картинки» 
 
Приобретаете в магазине комплект разрезных картинок или готовите их сами. На картинках могут быть изображения любых, хорошо известных ребенку, объектов.  
Сначала покажите ребенку, как из двух частей сложить целую картинку. Обращая внимание на цвет и форму предметов, просите ребенка назвать эти предметы и их форму. Далее ребенок самостоятельно выполняет задание, а вы подсказываете ему, чтобы он обращал внимание на общий вид предмета, а не пытался хаотично подставить то одну, то другую часть картинки. 
2) «Склеим чайник» 
 
Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков. 
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника. 
 
3) «Сложи геометрические фигуры из частей» 
 
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая. 
Даете ребенку поочередно карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее. 
После того, как ребенок научится правильно складывать из маленьких карточек каждую отдельную фигуру, смешайте все маленькие карточки на столе и предложите ему найти те, из которых можно сложить круг, квадрат и т. д. Естественно, все фигуры должны быть одного цвета. 
 
4) «Матрешки» 
 
Используется деревянная трехместная разборная матрешка. 
Загадайте ребенку загадку: "Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка". Затем разберите матрешку, обратите внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала соберите матрешку. Затем ребенок собирает сам. Вкладывая одну матрешку в другую, ребенок определяет, какая из них меньше, а какая - больше, называет их (большая, меньшая, самая маленькая). 
Далее используются матрешки с большим количеством вкладышей и пирамидки с различным количеством колец. 
 
5) «Назови лишнее» 
 
Теперь на одном из пяти рисунков появляется что-то лишнее, чего нет в остальных четырех. Ребенок рассматривает внимательно рисунок и показывает картинку, на которой есть лишняя деталь. 
 

Информация о работе Игры и игрушки для слабовидящих и слепых детей раннего и младшего дошкольного возраста