Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты индивидуального подхода на уроках математики в школе VIII вида.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.

2) Выделить особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта.

3) Проанализировать пути осуществления индивидуального подхода в изучении математики, методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида

1.1 Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта

1.2 Особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта

Глава 2. Теоретические особенности индивидуального подхода в обучении математике в коррекционной школе VIII вида

2.1 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математике

2.2 Методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся

2.3 Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 44.40 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида

 

 

 

Чита 2009 г.

 

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида

 

1.1 Психофизические особенности  детей с нарушением интеллекта

 

1.2 Особенности усвоения  математических навыков у учеников  с нарушением интеллекта

 

Глава 2. Теоретические особенности  индивидуального подхода в обучении математике в коррекционной школе VIII вида

 

2.1 Пути осуществления  индивидуального подхода при  изучении математике

 

2.2 Методы, приемы и формы  индивидуального подхода к учащимся

 

2.3 Методы изучения психолого-педагогических  особенностей детей с нарушением  интеллекта

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение

 

Введение

 

 

Проблема организации  обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в  теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое  внимание, которое уделяется совершенствованию  содержания образования, разгрузки  школьных программ, оснащению кабинетов  современной техникой, улучшению  условий труда учителей, учить  всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.

 

Одним из резервов, позволяющим  поднять работу школы на новый  качественный уровень является индивидуализация обучения.

 

Разработка действенных  средств индивидуализации важна  для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы  начального обучения, где закладывается  фундамент школьной успеваемости, формируются  основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.

 

Большую общественную тревогу  вызывает сегодня крайне неблагоприятное  положение в школе детей, которые, едва переступив школьный порог, попадают в категорию отстающих. Отставание детей в учении уже на начальном  этапе их обучения оказывается одной  из главных причин низкой педагогической, социальной и экономической эффективности  школьного воспитания.

 

Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей  предполагает создание адекватных условий  обучения для каждого переступившего школьный порок ребёнка. Создание таких  условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные  способности школьников, - важнейший  аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное  образование.

 

В системе народного образования  утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные  школы и школы - интернаты для  умственно отсталых детей, школы  для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, с  речевыми расстройствами при сохранном  слухе и др.

 

Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация  в структуре специальных коррекционных  школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся  в развитии отклонений и приобретает  в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах  приобретает иной характер.

 

Трудность обучения состоит  в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей  с нарушением интеллекта учебного материала  мало.

 

Существование классов, разные предметы, которые должны усвоить  дети, необходимость развития математических способностей учащихся, а также, неразработанность  методики организации учебного процесса (при обучении математике) с целью  развития математических способностей определяют актуальность работы.

 

Объект данной курсовой работы - личность ребенка школьного возраста с нарушением интеллекта.

 

Предмет - пути осуществления  индивидуального подхода в изучении математики.

 

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты  индивидуального подхода на уроках математики в школе VIII вида.

 

Задачи курсовой работы:

 

1) Рассмотреть психофизические  особенности детей с нарушением  интеллекта.

 

2) Выделить особенности  усвоения математических навыков  у учеников с нарушением интеллекта.

 

3) Проанализировать пути  осуществления индивидуального  подхода в изучении математики, методы, приемы и формы индивидуального  подхода к учащимся.

 

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

нарушение интеллект индивидуальный подход урок математика

 

Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида

 

 

1.1 Психофизические особенности  детей с нарушением интеллекта

 

 

Раскрывая психофизические  особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что  особенности психики таких детей  проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и  в особенностях высшей нервной деятельности.

 

Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения - вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но в конечном счёте  добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются  у таких детей медленно, но усваиваются  прочно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности.

 

У детей с ослабленным  процессом торможения несколько  иная картина. Они встречаются реже, но заметно выделятся из общей  массы. Они быстро реагируют на всё  происходящее, отвечают и действуют  необдуманно [22].

 

Среди особенностей высшей нервной  деятельности детей группы риска  многие исследователи отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедленная. Так В.И. Лубовский, отмечает, что особенно инертными  оказываются упроченные словесные  связи. Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока  ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку  трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что  всегда легко вспоминалось. Эти состояния  охранительного торможения

(изученные и описанные  академиком И.П. Павловым и  его учениками) под названием  «фазовых» состояний возникают  у детей группы риска часто.  Пока нервные клетки коры головного  мозга ребёнка находятся в  состояние охранительного торможения, его умственная работоспособность  оказывается резко сниженной.  Однако, это снижение временное,  проходящее. Но в результате учащиеся  не имеют систематических знаний.

 

Таким образом, поступающим  в школу детям с нарушением интеллекта присущ ряд специфических  особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков  и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без  специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать  принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в  произвольной организации деятельности [19].

 

Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность  их падает, а иногда они просто перестают  выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей  группы обнаруживается недоразвитие психических  процессов.

 

Систематическое психологическое  изучение детей олигофренов началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно  на изучении познавательной деятельности детей этой группы.

 

Было установлено, что  свойственные детям снижение работоспособности  и неустойчивость внимания имеют  разнообразные формы индивидуального  проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность  обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются  по мере продолжения работы, у других, - сосредоточение внимания наступает  лишь после некоторого периода деятельности; у третьих - отмечаются периодические  колебания внимания и неравномерная  работоспособность на протяжении всего  времени выполнения задания. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного  и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так  и словесного материала, что не может  не сказаться на успеваемости [15].

 

При выполнении многих заданий  дети сталкиваются с трудностями  интеллектуального характера, которые  связаны с тем, что к началу школьного обучения дети ещё не владеют  в полной мере интеллектуальными  операциями, являющиеся необходимым  компонентом мыслительной деятельности. Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у  них наблюдается отставание в  развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой  группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими  и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций  и некоторых частей речи.

 

После поступления в школу  эти дети продолжают вести себя как  дошкольники. Ведущей деятельностью  остаётся игра, положительного отношения  к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивость, повышенной отвлекаемостью, недостаточной  концентрированностью на объекте. При  обучении детей с необходимо исключить  действия, каких бы то ни было посторонних  раздражителей.

 

У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность  знаний детей об окружающем мире. Это  обусловлено бедностью опыта  ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.

 

Т.А. Власова, М.С. Певзнер  указывают на снижение произвольной памяти у учащихся как одну из главных  причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в  уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного [3].

 

Следует отметить, что для  детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям  свойственно не сомневаться в  правильности своих, только что возникших  предположений. Они редко замечают свои ошибки.

 

Таким образом, коррекционная  работа с должна вестись в следующих  направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям; б) предотвращать  наступление утомления; в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально  активизировать познавательную деятельность детей; г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять  особый педагогический такт. Важно  подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать  в нём веру в собственные силы и возможности; д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями об (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами  и т. д.).

 

1.2 Особенности усвоения  математических навыков учеников  с нарушением интеллекта

 

 

В связи с проблемой  формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд  исследований психологов направлен  на выявление структуры способностей школьников к различным видам  деятельности. При этом под способностями  понимается комплекс индивидуально - психологических  особенностей человека, отвечающих требованиям  данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности - сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

 

Общий закон образования  способностей состоит в том, что  они формируются в процессе овладения  и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы [9]. Способности не есть нечто раз  и навсегда предопределённое, они  формируются и развиваются в  процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать , развивать, воспитывать, совершенствовать способности  детей и нельзя заранее точно  предвидеть как далеко может пойти  это развитие.

 

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего  указать на несколько распространенных среди учителей заблуждений [9].

 

Во-первых, многие считают, что  математические способности заключаются  прежде всего в способности к  быстрому и точному вычислению (в  частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием  подлинно математических (творческих) способностей.

 

Во-вторых, многие думают, что  способные к математике школьники  отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает  академик А.Н. Колмогоров, успех в  математике меньше всего основан  на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.

 

Наконец, считают, что одним  из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам  по себе не имеет отношения к математических способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно  продвигаясь в усвоении математики [22].

 

Крутецкий В.А. в книге  «Психология математических способностей школьников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

 

1) Способность к формализации  математического материала, к  отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных  количественных отношений и пространственных  форм и оперированию формальными  структурами, структурами отношений  и связей;

Информация о работе Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида