Инновации в процессе обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:59, доклад

Описание

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Работа состоит из  1 файл

doklad_8.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Инновации

в процессе обучения и  воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад 

на педагогическом совете

МОУ Хорошенская ООШ

автор Леонтьева М.С.

 

 

 

 

2010

 

В настоящее время в нашей  стране происходят существенные изменения  в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы.

Применительно к педагогическому  процессу обучения и воспитания инновация  означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Инновации в системе  образования связаны с внесением  изменений:

  • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
  • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
  • в систему контроля и оценки уровня образования;
  • в систему финансирования;
  • в учебно-методическое обеспечение;
  • в систему воспитательной работы;
  • в учебный план и учебные программы;
  • в деятельность учащегося и преподавателя.

Попытаемся проанализировать понятие «ИННОВАЦИИ» по образовательным критериям.

 

Критерии 

Инновация

Масштаб целей  и задач 

Системный

Методологическое  обеспечение 

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Целенаправленный поиск  и максимально полное стремление получить новый результат 

Характер действий (количество)

Целостный, продолжительный 

Тип действий

Проектирование новой  системы деятельности в данной практике

Реализация 

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и  пространства для соответствующей  деятельности

Результат, продукт 

Полное обновление позиции  субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы 

Новизна

Открытие новых направлений  деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов  деятельности

Последствия

Возможно рождение новой  практики или новой парадигмы  исследований и разработок


 

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий  (без разрушения классно-урочной  системы)

- создание гомогенных  классов с правом перехода  в классы иного уровня;

- создание профильных  классов;

- методики коллективных  учебных занятий с созданием  ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины,  диспуты).

Организация занятий (с  разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого  взаимодействия (может, проходит  как с разрушением, так и  без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные  траектории;

- тьютерство.

2. Представление и  передача содержания образования  

- опорные сигналы;

- организация межпредметных  уроков с предъявлением межпредметных  связей;

- построение учебного  процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных  курсов;

- технологии созданные  на основе принципа полного  усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного  национального, культурного или  культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской  деятельности с получением новых  для учащихся знаний.

3. Методы оценивания  образовательного результата:

- расширение бальной  шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

- создание различных  вариантов школы полного дня; 

- создание психолого-педагогических  центров и подразделений школ;

-  создание детско-родительских  объединений вокруг школы;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

- создание систем дополнительной  мотивации к общественно-полезной  деятельности.

К настоящему времени  сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных методик.

  1. Эвристическое обучение;
  2. Мозговой штурм;
  3. Проблемное обучение; 
  4. Дебаты;
  5. Метод проектов;
  6. Сократический диалог;
  7. Дерево решений;
  8. Ролевые игры;
  9. Деловая игра;
  10. Деловая корзина;
  11. Форум;
  12. Обсуждение вполголоса;
  13. «Думай и слушай»;
  14. Панельная дискуссия;
  15. Программа саморазвития и т.д.

 В основе всех методик лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.  
Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. НО можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:

  • ·      между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
  • ·      между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
  • ·      между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
  • ·      между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

В связи с этим меняется и модель инновационной деятельности учителя.

В данной модели нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления.


Следует разграничивать такие понятия, как “инновация“  и “реформа“. Отличия этих понятий  друг от друга рассмотрим  в таблице.

Понятия «реформа» и  «инновация»

 

Реформа

Инновация

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной деятельности

колледжа

Увеличение финансирования

Изменения в содержании

образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах  обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

Повышение статуса образования

Новые санитарно-гигиенические  требования

Изменения в структуре  системы образования


 



 

 

 

Часто можно слышать, что инновационные школы – это те, в которых обучают с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка, при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний.

Но не только этим характеризуется  инновационная школа. Чтобы подробнее  все объяснить, сравним такую  школу с традиционной. 
По характеристике личности, которую стремится формировать педагог: 
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях. 
По характеристике дидактических целей: 
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений. 
По характеристике воспитательных целей: 
В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей. 
По характеристике развивающих целей: 
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику. 
По характеру отношений между учителем и учеником: 
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

В общем и в целом, и традиционная, и инновационная  школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это  научить ребенка учиться.

Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.  
Объектами инновации являются следующие проблемы:

  • как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;
  • как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;
  • как ускорить темпы обучения;

как устранить потери времени и т.д.  
Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.  


Информация о работе Инновации в процессе обучения и воспитания