Интеллектуальные нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:26, контрольная работа

Описание

Умственная отсталость -- это обобщённое понятие, включающее стойкие нарушения интеллекта, весьма разнородные с клинической точки зрения. Объединяет все эти различные состояния выявление в раннем возрасте и нарушения адаптивного поведения, связанные с недостаточным развитием познавательных способностей. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития -- как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС.

Содержание

Введение
1.Причины интеллектуальных нарушений.
2.1.Олигофрения
2.2. Деменция
3. Клинические формы интеллектуальных нарушений
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная интеллектуальные нарушения.doc

— 307.57 Кб (Скачать документ)
Министерство образования и науки РФ                                  Государственное образовательное учреждение                                         высшего профессионального образования                                     «Красноярский государственный педагогический университет                                им. В.П. Астафьева»                                                                                                  Институт специальной педагогики                                                                    Кафедра коррекционной педагогики
Контрольная работа по дисциплине «Основы генетики».
Интеллектуальные нарушения у детей.
   
     
Выполнила:                                  Студентка 2 курса ОНО ИСП                 по специальности «Олигофренопедагогика» Андрусова О.В.                    

Проверил:                                          КБН, Доцент кафедры специальной психологии     Бардецкая  Я.В. ________________________                                   

   
      
  Красноярск 2011
  

 

    

      Содержание 

      
Введение

1.Причины интеллектуальных нарушений.

2.1.Олигофрения

2.2. Деменция

3. Клинические формы интеллектуальных нарушений 

Заключение

Литература

  3

  4

  5

  8

  9

  14

  15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Интеллект - это способность человека успешно применять приобретенные знания и опыт в практической деятельности, в частности ставить перед собой задачи, вытекающие из реальной действительности, и успешно решать их. Нарушения интеллектуальной деятельности при различных психических заболеваниях крайне разнообразны.

      Изучение нарушений интеллектуальной деятельности (умственной отсталости, задержки психического развития) является в настоящее время одним из наиболее интенсивно разрабатываемых направлении в детской психиатрии и клинической генетике. Проблема умственной отсталости в настоящее время приобретает все большую актуальность. Это связано прежде всего с последними достижениями мёдико-биологических наук, которые способствуют все более тонкой клинической дифференциации различных форм  умственной отсталости у детей.

      Умственная отсталость -- это обобщённое понятие, включающее стойкие нарушения интеллекта, весьма разнородные с клинической точки зрения. Объединяет все эти различные состояния выявление в раннем возрасте и нарушения адаптивного поведения, связанные с недостаточным развитием познавательных способностей. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития -- как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Причины интеллектуальных нарушений.

    Можно выделить внешние и внутренние причины, а также такие, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым.

    Внешние причины:

    * Воздействие инфекционных факторов в период беременности, родов или в раннем так называемом неонатальном периоде. В принципе, к появлению умственно отсталых детей может привести любая инфекция, особенно тяжело протекающая. Однако особенно вредоносное действие оказывают вирусы гриппа и краснухи. Крайне опасно заболеть в это время менингитом и энцефалитом (воспалением мозга и/или мозговых оболочек).Особую картину представляет умственная отсталость вследствие врожденного сифилиса.

    * Воздействие паразитарных агентов, среди которых на первое место следует поставить заражение токсоплазмой от больных кошек или котят.

    * Воздействие токсических факторов, из которых главную опасность представляет алкоголь. Существуют понятия «алкогольный синдром  «плода» и «алкогольный синдром новорожденного». В отношении наркоманий нет четких представлений. Есть отдельные указания на появление умственно отсталых детей в результате потребления героина, однако пока неясно, происходит ли это чаще, чем у людей, не употребляющих наркотики.

    * Неблагоприятная экология, конечно же, не может не сказываться на будущих детях, однако четкие данные также отсутствуют.

    * Отрицательно влияют на умственное развитие потомства частое употребление лекарств (любовь к лекарствам -- фармакофилия), а также безуспешное применение ряда химических средств для искусственного прерывания беременности.

    *Воздействие во время беременности и в неонатальном периоде лучевой энергии (облучения).

    * Рождение ребенка у матерей с заболеваниями различных органов и систем. Особо следует отметить болезни печени и почек, физическое истощение и авитаминозы.

    *Травмы матери в период беременности или ребенка во время родов.

    *Тяжелое течение беременности и родов (длительные токсикозы, особенно в поздней стадии беременности; недоношенность или переношенность, закручивание пуповины вокруг шеи новорожденного). Предупреждение умственной отсталости в таких случаях -- дело квалификации и совести акушеров.

    * Так называемые отрицательные психосоциальные влияния: заброшенность детей, воспитание случайными людьми без материнской заботы и ласки, ограничение внешних стимулов на зрительный и слуховой анализаторы головного мозга; воспитание детей несовершеннолетними матерями, незрелыми личностями, которые сами еще нуждаются в воспитании.

    К внутренним причинам возникновения умственной отсталости могут быть отнесены:

    Хромосомные болезни. Хромосомы являются составной частью ядра каждой клетки организма. В них, по сути «упакованы» гены вместе с большим количеством белка. В так называемых аутосомных (не половых) клетках 23 пары хромосом; у женщин и мужчин они не отличаются. В половых клетках есть одна пара отличных друг от друга хромосом: мужская обозначается как XY, женская -- как XX. При хромосомных болезнях число аутосомных или половых хромосом может быть увеличенным или уменьшенным; они могут быть частично разрушенными, перекрученными и т. п. Любые повреждения хромосом губительно сказываются на развитии отдельных органов и систем, в том числе мозговой ткани, а также вызывают значительные изменения в обмене веществ.

    Генные болезни. Гены представляют участки ДН К(дезоксирибо-нуклеиновой кислоты) -- единицы наследования, содержащиеся в хромосомах. ДНК -- сложная разветвленная структура, и изменения отдельных ее участков передаются по наследству и представляют причину генных болезней, в том числе нервных и психических. С другой стороны, для ряда болезней, передающихся по наследству, участки повреждения ДНК еще не определены; ведется упорный поиск. Различают следующие типы наследования болезней: доминантный тип -- передача из поколения в поколение; рецессивный тип -- через поколение или по боковым ветвям (например, дядя -- племянник). Кроме того, выделяют семьи с повышенным риском наследования болезней, где какие-то типы передачи не просматриваются, но определенные болезни возникают чаще, чем в здоровых семьях.

    Повышенный риск возникновения хромосомных и генных болезней возникает при поздних браках и поздних родах, а также вследствие браков между близкими родственниками (двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами и пр.). Браки между близкими родственниками обычны в семьях, живущих отдельно от основной популяции городов или сельских местностей -- в силу религиозных различий или национальной принадлежности.

    К другим причинам умственной отсталости относится :

    *  возникновение при резус - несовместимости. Резус-фактор -- определенная структура крови -- может у ряда людей отсутствовать; сами по себе они остаются здоровыми. Резус-несовместимость возникает при рождении резус-положительного ребенка у резус-отрицательной матери. Воздействие резус-фактора плода на мать вызывает у неё защитную реакцию, и вырабатывающиеся у нее антитела оказывают токсическое действие на плод. Результатом может быть умственная отсталость, но чаще первый ребенок оказывается здоровым.

    * заболевания желез внутренней секреции (эндокринных) у детей. Чаще всего причиной является недостаточность щитовидной железы (кретинизм).

      2. Олигофрения

      Олигофрения включает несколько групп стойких интеллектуальных нарушений, обусловленных прежде всего внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования в раннем постнатальном онтогенезе (на первом году жизни).

      Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде всего лобной коры головного мозга.

      Основными клиническими признаками олигофрении являются:

      - преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, т.е. при недоразвитии, всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

      - интеллектуальный дефект, который сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти,- внимания, эмоциональной сферы, произвольных, форм поведения; во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта, т.е. более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;

      - недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор;

      - замедленный темп мышлениями инертность психических процессов, которые определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в пр6цессе обучения способа действия в новые условия;

      - недоразвитие мышления сказывается на протеканий всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Страдают прежде всего все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтётической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.

      Интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.

   Выраженная зависимость оценки уровня когнитивного развития и социальной компетенции от социо-культуральных воздействий делает невозможным установление детализированных клинических критериев степеней умственной отсталости в международном масштабе. Поэтому в МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных.

   Дебильность (Легкая степень расстройства F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет) - наиболее легкая степень умственной отсталости, которая может быть в значительной мере корригирована в системе учебно-воспитательной работы в специальной школе. Дети, страдающие дебильностью, имеют недоразвитие всех высших психических функций, могут иметь дефекты в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность этих детей - недоразвитие мышления, тем не менее они способны овладеть навыками письма, чтения и счета в объеме программы специальной школы.

   Имбецильность - (Умеренная степень  F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет). Дети, страдающие имбецильностью, малоспособны к самостоятельной целенаправленной деятельности в силу имеющихся нарушений в познавательных процессах и в эмоционально-волевой сфере. При длительном обучении эти дети могут получить навыки письма и чтения, но это не становится источником развития их личности. При специальном обучении они овладевают несложными умениями самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда и при постоянной помощи и организации их деятельности могут работать в учебно-трудовых мастерских для инвалидов.

      Тяжелая форма олигофрении (тяжелая степень F72 - при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет)), развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне.

Информация о работе Интеллектуальные нарушения у детей