Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением хотя них комфортных условий.
Цель работы: систематизировать изложенную проблему, анализировать представленные научные работы.
Задачи: проанализировать литературу по вопросу интерактивные методы обучения. Представить теоретические аспекты урока русского языка и литературы. Представить собственный опыт использования инноваций в основной и старшей школе.
Новизна: рассматривание программного обучения в 11-летней школе, (новая, 11-летняя школа делает у нас в стране только первые шаги. Все мы, таким образом, вольно или невольно, участвуем в эксперименте)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …….3
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………..6
Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения……….6
Современные классификации дидактических методов …….6

II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ……..11
Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения ……..11
Способы активизации познавательной деятельности учащихся …12
Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся 15
Игра как средство интерактивного обучения 16
Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения 19
Методическое программно-целевое проектирование 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

КРЫМСКИЙ  РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

НА  УРОКАХ

РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 

                ____________________________

                  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Симферополь 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ …….3

I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………..6 

  1. Сущностные  особенности интерактивных форм и методов обучения……….6
  2. Современные классификации дидактических методов …….6
 

II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ……..11 

  1. Готовность  педагога к организации процесса интерактивного обучения ……..11
  2. Способы активизации познавательной деятельности учащихся …12
  3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся 15
  4. Игра как средство интерактивного обучения 16
  5. Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения 19
  6. Методическое программно-целевое проектирование 20
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….27

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

     Определяющей  чертой развития современного образования  в Украине остается поступательный переход к личностно-ориентированной  модели обучения и воспитания, поэтому сегодня школа как сложная социально-культурная система направляет усилия не на выпуск образованного и информированного исполнителя, а на формирование личности, которая может свободно получать и обрабатывать информацию, овладевать коммуникативными навыками, ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить, быть способной к самоорганизации и саморазвитию, уметь естественно вписываться в поликультурное пространство.

     Обновление  образования сегодня требует  от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения: понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

     Технологизация  образования объясняется стремительным  распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

     Интерактивные формы и методы обучения завоевывают  сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.

     Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

     Над этой проблемой работали такие ученые: А. Я. Савельев рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения (индивидуальные, коллективные, смешанные); В. М. Максимова предлагает структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов; игровые технологии (формируют умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры.

     В 70-х годах текущего столетия возникло понятие информационной технологии (структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

     Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения (АСО) А. С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» - пары постоянного состава.

     Основные  положения АСО, сформированные А. С. Границкой, предлагают:

     - резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;

     - нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;

     - совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;

     - организацию самостоятельной работы учащихся без посредственного вмешательства преподавателя за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы;

     - адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;

     - воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.

     По  утверждению А. С. Границкой, ведущим  видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.

     В современной общеобразовательной  практике большое распространение  получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)

     В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес  технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением хотя них комфортных условий.

     Цель  работы: систематизировать изложенную проблему, анализировать представленные научные работы.

     Задачи: проанализировать литературу по вопросу интерактивные методы обучения. Представить теоретические аспекты урока русского языка и литературы. Представить собственный опыт использования инноваций в основной и старшей школе.

     Новизна: рассматривание программного обучения в 11-летней школе, (новая, 11-летняя школа делает у нас в стране только первые шаги. Все мы, таким образом, вольно или невольно, участвуем в эксперименте) 

I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

     1.1. Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения

     Интерактивный - от англ. «тгегасх» - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга: обучение через участие, воздействие в составе меняющихся групп.

     Суть  технологии интерактивного обучения - в стратегии формирования личности учащегося как субъекта жизнетворчества с использованием в образовательном процессе методов и приемов утверждения межсубъектных отношений.

     При сохранении конечной цели и основного  содержания образовательного процесса интерактивное обучение (от лат. т!ег «между» и ас1ю «действие») использует диалоговые формы процесса познания, которые заменяют привычные монологические, сложившиеся в годы субъект-субъектного речевого общения в педагогическом процессе, или транслирующие, передаточные. Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия участников учебного процесса друг на друга, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

     Значение  интерактивных форм и методов  обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

     - стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

     - повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;

     - развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, 
коммуникации;

     - изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

     - саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и 
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками 
образовательного процесса.

     1.2. Современные классификации дидактических методов

     Метод обучения - это способ взаимосвязанной  деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

     Методика  обучения - совокупность методических правил и рекомендаций; система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету (М. П. Сибирская).

     Имеется несколько классификаций методов  обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует и классификация методов обучения В. А. Оганесяна: объяснительно-иллюстративный - ОИ; программированный - ПГ; эвристический - Э; проблемный - ПБ; модельный - М.

     Выделим основание для приведенной классификации  методов обучения.

     Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за определенный период, а под начальными условиями - текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия - это знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и в которые должны встроиться новые результаты обучения.

     В качестве основного отношения для  классификации методов обучения будем использовать открытость элементов этой схемы для ученика.

     

     

     Если  до ученика не доводятся промежуточные  результаты, но открыто все остальное, то имеем программированный метод обучения:

     Если  ученик знает, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные результаты надо пройти в изучении темы, каким образом их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе'.

программы, и так далее до получения планируемых  результатов. Процесс в этом случае полностью детерминирован. Мы здесь не обсуждаем средств реализации программированного обучения (это может быть печатное пособие, электромеханическое устройство - компьютер или педагог).

     Пусть теперь открыты промежуточные результаты, но способ их получения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результат-эвристический метод обучения.

Информация о работе Интерактивные методы обучения на уроках русского языка