Использование аутентичных песенных материалов при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в старших классах СОШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.

Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.

Гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших классов и повышать эффективность обучения, если:

1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;

2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся;

3) происходит оптимальное сочетание объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений

4) особая организация песенного материала, отобранного на основе дидактико-лингвистических критериев, а также использование специальных приёмов могут быть средствами формирования лексических навыков.

Работа состоит из  3 файла

карасаева проверенный.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

Введение 
 

   Актуальность  исследования. Современная международная  обстановка, международная экономическая  и политическая интеграция обусловливают  вовлечение все возрастающего числа  специалистов в разных областях науки  и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранными языкам. Современный подход к разработке содержания предмета призван обеспечить переход от механического запоминания знаний (нередко разрозненных) к активным и творческим действиям по его усвоению. В таком случае предметы школьного цикла будут переориентированы от передачи формальных знаний на формирование практического умения их использовать. Проверяется же уровень сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.[6, c. 7]

   В средних и старших классах  вследствие появления в школе  новых учебных предметов значительно  увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. Жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Ведь слово - очень сложное и многообразное явление в силу того, что имеет определенный объем значений, форму и употребление. Произношение и написание слов иностранного языка новы для учащихся и поэтому вызывают значительные трудности.

   Вызывает  трудности и объем значения слов по сравнению с родным языком, многозначность слов, характер сочетаемости одних  слов с другими, употребление слова, связанное с объемом значения и определяемое конкретной ситуацией  высказывания. [25, c. 49]

   Владение  словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах  речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь  не меньшую роль выполняют владение связями слова и образование  на их основе словосочетаний.

   Это обуславливает интерес подростков к способам улучшения запоминания.

   В связи с этим, а так же для  того чтобы сделать обучение эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей  музыкальный и песенный материал. Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении иностранному языку в основном сводились к прослушиванию, чтению и переводу, анализу, заучиванию и воспроизведению их наизусть. За последнее десятилетие начали развиваться новые подходы к работе со стихотворным и песенным материалом. [9, c. 27] Суть их в том, чтобы использовать художественные произведения не только как средство обучения фонетическим, лексическим, грамматическим навыкам, но и способ  выражения своих собственных мыслей, основываясь на своем собственном жизненном опыте. Однако еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.

   Выбор темы обусловлен следующими факторами:

   - социальной, педагогической, психологической  и методической актуальностью  поставленной проблемы;

   - недостаточной разработанностью проблемы в теоретическом и практическом плане, что подтверждается анализом психолого-педагогической литературы, учебных пособий;

   - практической необходимостью выявления  условий для успешного овладения  учащимися языковыми средствами.

   Конечно помимо общих особенностей лексики  как материала языка, существуют частные особенности словарного состава изучаемого языка. Характерной особенностью английской лексики является многозначность и омонимия. Совершенно очевидно, что методика обучения лексике при помощи аутентичных песен должна учитывать специфику конкретного языка.

   Идея  использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) в обучении иностранным языкам не нова. Необходимость внедрения в практику обучения материалов, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучаемых. В настоящее время отбор учебных материалов все чаще строится не на чисто лингвистическом, а культуроориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.[9, c. 27]

   Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.

   Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.

   Гипотеза  исследования: разнообразие форм использования  песен на уроках иностранного языка  могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших  классов и повышать эффективность обучения, если:

   1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;

   2) учитываются психолого-педагогические  особенности учащихся;

   3) происходит оптимальное сочетание  объемов используемого материала,  количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений

   4) особая организация песенного  материала, отобранного на основе  дидактико-лингвистических критериев,  а также использование специальных  приёмов могут быть средствами  формирования лексических навыков.

   Объект  и предмет исследования определили цель данной выпускной квалификационной работы: изучить и выделить значение и роль песенного материала при обучении английской лексике на старшем этапе обучения английскому языку.

   В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

   - проанализировать теоретические основы учащихся средней школы иноязычной лексике;

   - изучить психолого-педагогические  особенности учащихся старшего  школьного возраста;

   - рассмотреть аутентичные песни  как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения;

     - выделить особенности песни как методического приема при формировании лексических навыков;

        Решение поставленной цели и задач данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:

   1. Обсервационный. Изучение и анализ  психолого-педагогической и лингвистической  научно- теоретической литературы  по данной проблеме.

   2. Когнитивно-обобщающий. Беседа с преподавателями и учащимися.

   3. Наблюдения за деятельностью  учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

   4. Проведение пробного обучения.

   Структурно работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

   Первая  глава посвящена теоретическим основам обучения учащихся средней школы иноязычной лексике. Обосновываются цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике, описывается Психолого-педагогические особенности учащихся старшего возраста.

   Вторая  глава подробно отражает особенности  использования аутентичных песен как одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения. Рассматривается методика и приемы формирования лексических навыков с помощью аутентичных песен на старшем этапе общеобразовательной школы.

 

Глава I. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике 

1.1 Цели  и задачи обучения учащихся  иноязычной лексике 
 

   В настоящее время современное  общество сталкивается с проблемами, взаимовлияния различных культур  и сохранения культурного многообразия планеты. Все больше осознается необходимость развития диалога культур, в связи с этим обучение иностранному языку должно стать подготовкой к межкультурной коммуникации, так как в процессе изучения языка обучающемуся предстоит проникнуть в иную систему ценностей и жизненных ориентиров и интегрировать ее в собственную картину мира.

   Основным  средством реализации поставленной цели является обучение лексике, так  как именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации, что обусловливает актуальность проблемы.

   Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т. е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом.[16, c. 21]

   Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую  из ряда уровней, каждый из которых  характеризуется собственным набором  языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые сочетания, клише, этикетные и речевые формулы.

   Изменения в области ориентации от изучения языка как формальной системы, абстрагированной от условий его использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказались весьма плодотворными и перспективными для обучения иностранному языку вообще и лексике в частности.

   Поскольку целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. [17, c. 89]

   Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.

   Из  этого следует, что формальная и  функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет свое языковое выражение. При этом необходимо учитывать тот факт, что между функцией и формой нет однозначного соответствия, общие для многих языков коммуникативные категории (например, просьба, приказ и др.) в разных языках имеют свою специфику выражения.

   Следовательно, проблема соотношения формального  и функционального аспектов на лексическом  уровне требует обращения, как к функциональным особенностям лексических единиц, так и к языковой системе, ибо овладение языком как средством общения немыслимо без системных знаний.

   За  курс обучения в средней школе  учащиеся должны усвоить значение и  формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

   При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания: [40, c. 34]

   а) продуктивные навыки:

  • правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;
  • правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях:
  • владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
  • сочетать новые слова с ранее усвоенными;
  • выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
  • выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;
  • выполнять эквивалентные замены;
  • владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
  • приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.;

   б) рецептивные навыки (слушание, чтение):

  • соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;
  • узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;
  • раскрывать значение слов с помощью контекста;
  • понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.);
  • дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
  • владеть механизмом рецептивного комбинирования;
  • широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;

презентация диплом.ppt

— 221.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложение.doc

— 160.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Использование аутентичных песенных материалов при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в старших классах СОШ