Использование интерактивных методов взаимодействия с целью формирования позиции успешного родителя, в практике работы с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:52, доклад

Описание

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики не только во взаимодействии с учащимися, но и с родителями.

Работа состоит из  1 файл

Использование интерактивных методов взаимодействия.docx

— 21.58 Кб (Скачать документ)

 

 Использование интерактивных методов  взаимодействия 

с целью формирования позиции успешного родителя, в  практике работы с родителями. 

 

И.В.  Горбунова

МОУ « СОШ№50» г. Саратова  

 

Скажи мне  –  и я забуду;

Покажи мне  –  и я запомню;

Дай сделать  –  и я пойму.

( Китайская притча) 

 

Актуальной задачей современной  школы является реализация компетентностного  подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных  умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики не только во взаимодействии с учащимися, но и с родителями.

Идея открытого общества предполагает активность его субъектов, актуальность взаимоотношений между  ними; существование различных мировоззрений  при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. С  этим связана организация общения  между субъектами образовательного процесса. В сочетании с ориентацией  на работу с информацией это дает возможность соединить навыки различных  видов интеллектуальной деятельности с навыками общения. Вся деятельность строится на основе партнерского взаимодействия между педагогом и родителями обучающихся, Такое взаимодействие и называют интерактивностью. Попытаемся дать определение понятию «интерактивные методы». Английское слово «interaction» означает «взаимодействие», а под интерактивными методами следует понимать формы работы, обеспечивающие опыт включенного взаимодействия между участниками родительского собрания, « как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них"  (работы Г. Блумберга, Дж. Мида, Р. Сирса и др.). 
Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Оно  видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии  взаимодействия, восприятие и понимание  другого человека.

Традиционно выделяется три  стороны общения.

  • информативную (обмен информацией);
  • интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
  • перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда  в нем присутствуют все три  названные стороны.

Общение может проходить  как на вербальном, так и невербальном уровне.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения  наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются  такие интеллектуальные и эмоциональные  свойства личности,  как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познания самого себя.

А. А. Леонтьев (1970), определяя оптимальное педагогическое общение, отмечал, что в процессе обучения необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера деятельности, это создает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме: один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов, которое позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет учитель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя на собрании принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского  собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим  смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к  взаимодействию с педагогом.

Реализация принципа активности  имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, Одна из целей формирования позиции  успешного родителя состоит в создании комфортных условий взаимодействия, таких, при которых обучающийся родитель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс взаимодействия - обучения. Современные формы взаимодействия позволяют при должной подготовке строить собрание  так, чтобы развивать различные виды познавательной активности. Продуктивное общение должно формировать не только знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывая знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной  позиции.

Принцип активности в процессе обучения был и остается одним  из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется  высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и  умений, результативности и соответствием  социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она  является следствием целенаправленного  взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). Разработанные в последние годы технологии интерактивного обучения, призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

Родитель становится полноправным участником процесса восприятия, его  опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых  знаний, но побуждает участников к  самостоятельному поиску. По сравнению  с традиционными формами ведения  собрания, в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и  обучающегося родителя: активность педагога уступает место активности родителей, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего  через себя учебную информацию, и  выполняет функцию помощника  в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. 
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.  
Для того чтобы освоить и применять эти методы учителю необходимо знание  различных методик группового взаимодействия. Информационные технологии позволяют создавать интерактивные обучающие программы, оказывающие дополнительную поддержку родителям в усвоении  приёмов воспитания.

Интерактивное обучение –  взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

Положительные моменты интерактивных  методов работы с родителями:

При использовании интерактивных  методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Участники обращаются к социальному  опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно  решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки  соприкосновения, идти на компромиссы.  

 

Положительные моменты интерактивных методов  по Е.Л. Марковой.

Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому  базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.

Суть интерактивных методов  обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Интерактивные методы обращаются к субъектному опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.  

 

Положительные моменты интерактивных методов, по Л.Н.Куликовой.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных  методов - это высокий уровень  взаимно направленной активности субъектов  взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  1. пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  2. совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  3. согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  4. совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Обязательные условия  организации интерактивного обучения:

  1. доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  2. демократический стиль;
  3. сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся, обучающихся между собой;
  4. опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  5. многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  6. включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимо мотивации обучающихся.

Почему  мы говорим «да» интерактивным методам?

  • Высокая мотивация!
  • Прочность знаний!
  • Творчество и фантазия!
  • Коммуникабельность!
  • Активная жизненная позиция!
  • Командный дух!
  • Ценность индивидуальности!
  • Свобода самовыражения!
  • Акцент на деятельность!
  • Взаимоуважение!
  • Демократичность!

Информация о работе Использование интерактивных методов взаимодействия с целью формирования позиции успешного родителя, в практике работы с родителями