Использование компьютерных технологий на занятиях спец дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Задачи:
Охарактеризовать технологии компьютерного обучения,
Охарактеризовать содержание предмета (спец проектирование), его цели и задачи.
Обосновать наиболее подходящий метод для изучения данного предмета.
Разработать план конспект урока по спец проектированию с использованием компьютерных технологий.

Компьютерные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии — это передний край науки 21 века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1: Характеристики методов с использованием компьютера.
Классификация компьютерных технологий………………………6
Возможности использования компьютерных технологий на занятиях по дизайну………………………………………………16

Глава 2: Разработка плана-конспекта по спецпроектированию с использованием компьютерных технологий

2.1. Проектирование учебного занятия………………………………...19

Заключение……………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ 2003 .doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Чувашский Государственный  Педагогический

          университет им. И.Я.Яковлева.

Художественно-графический  факультет

Кафедра дизайна и МПО. 
 
 
 
 

  Курсовая работа на тему:

  «Использование компьютерных технологий на занятиях спец дисциплин» 
 
 
 
 

  Выполнил: студент 4 курса

группы  Д-3

Порфирьева. А

Руководитель: Николаева Г. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2011

                 
 
 

Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………….3

    Глава 1: Характеристики методов с использованием компьютера.

    1. Классификация компьютерных технологий………………………6
    2. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях по дизайну………………………………………………16

    Глава 2: Разработка плана-конспекта по спецпроектированию с использованием компьютерных технологий

    2.1. Проектирование учебного занятия………………………………...19

    Заключение……………………………………………………………….22

    Список  литературы……………………………………………………...25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.

  Современная цивилизация вступила в эпоху  информатизации - в инфоноосферный период своего развития, направленный на обеспечение процесса получения и использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Поэтому одной из задач образования является создание предпосылок и условий для полноценного вхождения в открытое информационно-образовательное мировое пространство, а реализация этого процесса предполагает более глубокую информатизацию и компьютеризацию общего образования, освоение новейших компьютерных и программных средств, новых информационных и телекоммуникационных технологий. Данная тема весьма актуальна, потому что сейчас на многих занятиях учащиеся выполняют задания с использованием компьютерных программ. Компьютер все больше и больше входит в жизнь человека.

  Процесс информатизации образования, поддерживая  интеграционные тенденции познания окружающей действительности и ее различных  закономерностей в разных ее предметных областях, актуализирует разработку разнообразных методических подходов к использованию потенциала новых информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его образованности, развития творческих способностей и критического мышления. При использовании компьютеров в предметном обучении важной задачей является формирование умений разрабатывать с помощью компьютера стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать процесс и объяснять результаты модельного решения учебных проблем.

  Объектом  исследования данной работы являются компьютерные технологии. При написании данной темы была обозначена следующая цель: обосновать эффективное использование компьютерных технологий на занятиях дизайну.

     Задачи:

  1. Охарактеризовать технологии компьютерного обучения,
  2. Охарактеризовать содержание предмета (спец проектирование), его цели и задачи.
  3. Обосновать наиболее подходящий метод для изучения данного предмета.
  4. Разработать план конспект урока по спец проектированию с использованием компьютерных технологий.

     Компьютерные  технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии — это передний край науки 21 века.

     Компьютерные  технологии сегодня проникают в самые разные области человеческой деятельности. К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов - человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

     Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий.

     Изучение  и использование компьютерной техники  в учебном процессе - важнейший  компонент подготовки учащихся к  дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства  выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной. Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой еще по два параграфа, заключения и списка литературы. 
 
 
 

     Глава 1: Характеристики методов  с использованием компьютера.

    1. Классификация компьютерных технологий.

     "Технология" (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.

     Компьютерные  технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические  варианты обучения, связанные с уникальными  возможностями современных компьютеров  и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

     Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных  сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.  
Классификация компьютерных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.  
Компьютерные технологии разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. Компьютерные технологии с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

     Компьютерные  технологии следует классифицировать, прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство и т.д. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием. В обучении технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.  
К числу бескомпьютерных компьютерных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.  
К числу компьютерных технологий предъявления учебной информации можно отнести:  
технологии, использующие компьютерные обучающие программы;  
мультимедиа технологии;  
технологии дистанционного обучения. 
Компьютерные технологии с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее
.

     Современные средства компьютерной техники можно  классифицировать. Персональные компьютеры - это вычислительные системы с  ресурсами, полностью направленными на обеспечение деятельности одного управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры, а также персональные компьютеры Macintosh. Интенсивное развитие современных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя функциональные возможности.  
Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность большого количества интеллектуальных работников в какой-либо организации, проекте при использовании единых информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединено большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяемых к центральному блоку корпоративного компьютера, могут выступать и персональные компьютеры. Сфера использования корпоративных компьютеров - обеспечение управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях. Организация различных информационных систем для обслуживания большого количества пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов населению и т.п.).  
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительно техники.  
Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.  
Технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.  
Виртуальная реальность (от англ. virtual reality -возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.  
Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.  
Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

     I - как «проникающая» технология.

     II - как основная, определяющая, наиболее  значимая из используемых в данной технологии частей.

     III - как монотехнология.

     Классификационные параметры технологии:

     По уровню применения: общепедагогическая.

     По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистского -            технократическая.   

     По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

     По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

     По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная.

     По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

     По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

     По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

     По подходу к ребенку: сотрудничество.

     По преобладающему методу: информационная + операционная , диалогическая + программированное обучение.

     По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

     По категории обучаемых: все категории.

     Акцент целей:

     • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

     • Подготовка личности «информационного общества».

     • Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

     • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

     Концептуальные положения:

     • Обучение - это общение ребенка  с компьютером.

     • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

     • Диалоговый характер обучения.

     • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Информация о работе Использование компьютерных технологий на занятиях спец дисциплин