Использование наблюдения в работе воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание

Самое главное не оказывать дополнительного влияния на испытуемых — включенное наблюдение. В этом случае наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно. Включенное наблюдение за детьми может в какой- то степени осуществлять дома член семьи, а в детском учреждении — воспитатель. Однако следует иметь в виду, что включенность здесь не полная, поскольку наблюдатель - взрослый человек, педагог со своими правами и требованиями, на которые дети ориентируются в своем поведении.

Содержание

1 Введение___________________________________с. 1

2 Ценность метода наблюдения__________________с. 2

3 Признаки психопатических черт характера_______с. 3

4 Применение метода наблюдения_______________с. 5

5 Виды наблюдения___________________________с. 7

7 Вывод_____________________________________с. 11

6 Список литературы__________________________с. 12

Работа состоит из  1 файл

метод наблюдения.docx

— 35.57 Кб (Скачать документ)

   Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

 

М.Я. Басов рассматривал объективное  наблюдение как основной метод детской  психологии. В 1924 г. он предложил специальную  методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма  в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой  были соотнесены особенности психических  функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы  чувств, волевых процессов) детей  дошкольного возраста и поведенческие  моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок  при достижении цели, настойчивости  или же большей характерности  порыва, одномоментного усилия. При  оценке сферы чувств Басов выделял  признаки, доступные объективной  регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

 

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической  образованности наблюдателя; высокая  вероятность пропуска психологических  фактов, если они новые или слиты  со множеством попутных явлений; опасность  субъективности при сборе и обработке  данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов  обработки данных.

 

В процессе наблюдения исследователь  фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические  процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен  в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого  в ходе какой-либо деятельности может  сложиться особая мотивация, способная  оказать значимое влияние на результат.

 

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное.

 Сплошное наблюдение охватывает  одновременно многие стороны  поведения ребенка в течение  длительного времени и, как  правило, проводится в отношении  одного или нескольких детей.  Не исключена при этом определенная  избирательность: новизна, значимость  качеств и возможностей ребенка  выступают как критерии отбора  при записи наблюдений (как в  дневнике психолога B.C. Мухиной  «Близнецы»). При выборочном наблюдении  фиксируется какая-либо сторона  поведения ребенка или поведение  в определенных ситуациях, в  определенные промежутки времени  (так, Ч. Дарвин наблюдал за  выражением эмоций сына, лингвист  А.Н. Гвоздев записывал речевые  проявления сына в течение  первых 8 лет жизни).

 

 

         Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.

 

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.

 

Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован  метод «открытого наблюдения со скрытыми целями». Ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки) были выделены как наиболее адекватная модель для изучения отношений  матери к ребенку. Предметом систематического наблюдения, развернутой фиксации и  анализа стала система взаимоотношений  матери с ребенком и качества матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметной деятельности. Для получения данных по некоторым аспектам личности можно  использовать известные методики наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения с испытуемыми.

 

  Интеллектуальные качества  — качества, которые характеризуют  внимательность, наблюдательность, сообразительность,  любознательность.

Волевые качества — качества, которые  характеризуют настойчивость, силу воли, умение заставить себя, когда  очень трудно и неинтересно.

Следует научить педагога обращать внимание в ходе наблюдения за учащимися  на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:

1)    отсутствие системности  в изложении какого-либо материала;

2)    поверхностный анализ  факторов;

3)    необоснованные заключения;

4)    примитивность заключений  и выводов;

5)    противоречивость собственным  посылкам;

6)    категоричность утверждений,  ни на чем не основанная;

7)    абсурдность заключений, выводов, заявлений;

8)    неспособность понять  переносный смысл шуток, пословиц;

9)    чрезмерная обидчивость  из-за явно незначительных поводов. 

 

 В процессе общения (и накопления  психодиагностической информации) опытный педагог может собрать  определенные сведения о наличии  у некоторых учащихся повышенной  нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно  по ряду признаков. При этом воспитатель не имеет права делать окончательное заключение, а должен обратиться за консультацией к психиатру.

  

                       Признаки психопатических черт характера

 

 Первый признак:

1)    некоррегируемое (необъяснимое, неосознаваемое) бессмыленное упрямство,  полное отсутствие эффекта от  бесед и взысканий;

2)    чрезмерно быстрая  смена настроений, увлечений, неустойчивое  поведение, постоянные легкомысленные  поступки.

  

 Второй признак:

1)    частые ссоры, конфликты  с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания;

2)    чрезмерная угодливость,  слащавость, податливость.

  

 Третий признак:

1) позерство, стремление обратить  на себя внимание любым путем,  ярко выраженный эгоизм, бравирование  угрозами самоубийства;

2) самоунижение, униженность, постоянная  подавленность, неадекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.

  

 Четвертый признак:

1)    явная неадекватность  поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, неорганизованность  в поведении;

2)    извращенный, гипертрофированный  педантизм.

  

 Пятый признак:

1)    цинизм,   подчеркнутая   грубость,   бравирование   своей  развращенностью;

2)    гипертрофированная застенчивость  по отношению к противо положному  полу, неадекватный страх перед  ним. 

 

 О повышенной эмоциональной  возбудимости могут свидетельствовать  некоторые признаки внешних проявлений  эмоций, негативные сдвиги и поведенческие  реакции. Такие признаки можно  наблюдать при усложнении ситуации в ходе, например, при повышенной требовательности, строгости воспитателя, на занятиях, во время режимных моментах:

 

1)    яркие мимические реакции,  особенно оживление дистаторальных  рефлексов, в частности, хоботкового  рефлекса (губы вытянуты

 вперед трубкой);

2)    выраженная пантомимика;

3)    выраженные реакции  позы, особенно скованность;

4)    сильный тремор (дрожание  рук, ног, щек, век);

5)    заметные изменения  в фонации и артикуляции речи, неадек

 ватная интонация;

6)    значительные эмоциональные  и вегетативные сдвиги;

7)    частые позывы на  диурез;

8)    суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной  эмоциональной окраской;

9)    неадекватные эмоциональные  реакции радости или огорчения,  частые избыточные эмоции.

  

 По поведенческим реакциям  можно судить и об эмоциональной  устойчивости, т.е. способности сохранять  устойчивость психических и психомоторных  процессов при сильных эмоциях.

  

 О недостатках эмоциональной  устойчивости свидетельствуют следующие  признаки:

1)    постоянное ухудшение  результатов учебной или иной деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях;

2)    ответы на вопросы на итоговых занятиях всегда хуже, чем на обычных занятиях;

3)    неадекватные поступки, частые ошибки в действиях  при работе в условиях контроля  со стороны взрослых или значимых  сверстников;

4)    постоянное стремление  избегать эмоционально насыщенных  ситуаций в учебной, спортивной или иной деятельности (желание присутствовать только в роли зрителя).

  

 О дисциплинированности могут  свидетельствовать такие показатели, как строгое соблюдение установленного  порядка, стремление быстро и  точно выполнять данные поручения,  высокая требовательность к себе  и другим, общественная активность, опрятность и аккуратность в  одежде, интерес к литературе, кинофильмам  и телепередачам на научную  тематику.

  

 О недисциплинированности свидетельствуют  противоположные признаки, в частности,  стремление "увильнуть" от работы, не выполнить поручение; необязательность, нечестность, лень, стремление осуществить  личные интересы за счет товарища, провокационные вопросы, постоянные нарушения дисциплины, элементы постоянного шутовства, дурашливость.

  

 При изучении организаторских  способностей обращается внимание  на умение планировать работу, контролировать выполнение намеченного  плана, распределять обязанности среди детей, контактировать как со старшими, так и со взрослыми. Важно умение прислушиваться к мнению других, выполнение работы в соответствии с принятым решением; наличие гибкости при уточнении таких решений, если этого требует ситуация; умение предвидеть результат работы, умение увлечь ребят (если надо - собственным примером).

 

       Применение метода наблюдения в психолого-педагогических                 

                                                исследованиях

 

   Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в целостности и динамике их изменения. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объект наблюдения, его цель и задачи, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, в самом учебно-воспитательном процессе и пр. План наблюдения, таким образом, отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.

    В зависимости от цели и специфики изучаемой стороны развития личности или коллектива определяется рациональная длительность наблюдений, а также их периодичность. В принципе, наблюдения за учащимися в научных целях должны осуществляться в течение всего периода работы с ними, но здесь речь идет о специализированном целевом наблюдении, которое должно дать ответ на интересующий ученого вопрос в течение определенного периода функционирования педагогического процесса. В связи с этим педагог должен учесть специфику исследуемого свойства личности и избрать минимально необходимое число учебно-воспитательных ситуаций, в которых можно будет обнаружить признаки соответствующего качества и сделать объективные выводы.

   Чем большим будет число наблюдений, тем более объективными будут выводы. Однако надо учесть, что исследователю необходимо вести наблюдения за большой группой школьников одновременно и, кроме того, по многим аспектам. Это требует специальной организации наблюдения, стремления из минимального числа ситуаций получить максимально разностороннюю информацию о воспитанности личности, что достигается комплексностью задач наблюдения и специальным развитием умения разносторонне анализировать наблюдаемые явления.

  Особенно ценную информацию о дошкольниках дает так называемое включенное наблюдение, при котором воспитатель активно участвует в жизни и деятельности воспитанников, не привлекая к себе их особого внимания.

  Самым слабым моментом организации наблюдений в целом ряде научных работ является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений. Например, в процессе многих педагогических исследований теперь применяется метод обобщения независимых характеристик, особенно подробно разработанный К.К. Платоновым. Однако в практике его использования мы нередко встречаемся с фактами серьезных расхождений его участников (воспитателей, экспериментаторов) в оценке определенных качеств одного и того же воспитуемого.

Информация о работе Использование наблюдения в работе воспитателя