Использование оригами в работе с детьми старшей (или подготовительной) группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание

Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и декоративная аппликация (оригами), выделяет существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами явления и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Содержание

1.Введение
2.Из истории возникновения и развития оригами.
3.Программное содержание обучения оригами в старшем дошкольном возрасте.
4.Прохождение программы.
5.Методика работы по обучению оригами в старшей (или подготовительной) группе.
6.Анализ проведенной работы в детском саду. 7.Заключение. Приложения.
1.Выписка из календарного плана за 3 месяца, раскрывающая содержание опытных занятий.
2.Детские работы (3 – 4) с каждого опытного занятия (не меньше 3-х).
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

изо. творчество.docx

— 43.98 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и  науки самарской области

 

ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж

 

 

 

                        Контрольная работа по дисциплине

      «Методика  развития детского изобразительного  творчества» 

         на тему «Использование оригами  в работе с детьми  старшей    (или подготовительной) группе ».

 

                                  

Специальность:050704 Дошкольное образование

   Курс, группа: ДО-41А

   Форма обучения: Заочная

   Студентка: Погодина  Анна Александровна

    Преподаватель:______________________

      Оценка:

      Подпись:

 

 

Тольятти2012г

 

Содержание:

План:

1.Введение

2.Из истории возникновения  и развития оригами.                                            

3.Программное содержание  обучения оригами в старшем  дошкольном возрасте.                                                                                                                 

4.Прохождение программы.                                                                                         

5.Методика работы по  обучению оригами в старшей  (или подготовительной) группе.                                                                                                                                                                                                            

6.Анализ проведенной работы  в детском саду.                                                  7.Заключение.                                                                                                         Приложения.

1.Выписка из календарного  плана за 3 месяца, раскрывающая содержание                  опытных занятий.                                                                                                 

2.Детские работы (3 – 4) с каждого опытного занятия  (не меньше 3-х).        

 Список литературы                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
Занятие по декоративной аппликации (оригами) актуальны на современном этапе  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении  задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. 
Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционального-эстетического отношения к действительности. 
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. 
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. 
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и декоративная аппликация (оригами), выделяет существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами явления и отражать их в образной форме. 
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. 
Занятия по декоративной аппликации (оригами) развивает мелкую моторику рук. А это в своё время ведет к развитию речи дошкольников, что является неотъемлемой частью воспитании гармонической личности.

 

 

 

 

 

 

 

Программное содержание обучения оригами (декоративной аппликации) в старшем дошкольном возрасте.

 
В обучении оригами (декоративной аппликации) решаются следующие общие задачи:  
Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонном или тканевой основе различной формы. 
Овладевать различной техникой получения деталей для декоративной аппликации из разных материалов: вырезывание разными приёмами обрывание, плетение, а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания. 
Формировать чувства цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания. Формировать чувства формы, пропорций, композиции. 
Задачи и содержание обучения декоративной аппликации конкретизуется с учетом накопления опыта и развития ребенка. 
Приобщение к декоративной аппликации начинается с первой младшей группы. Воспитатель руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2 – 3лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что – либо делать, в чем – то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого – поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим декоративную аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента – ножниц. 
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходят через общение с взрослым. Только он может передать ребенку сведение о функциях предметов, орудий, показать приёмы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности. 
Отдельное действие детей по преобразованию материала воспитатель включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действия (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл. Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Первые совместные с взрослыми ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливает ребенка к систематическому и более содержательному участию в декоративной аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета, они ещё не участвуют в замысловании изображения, но уже на четвертом году жизни в декоративной аппликации могут быть поставлены более сложные задачи: 
- учить детей составлять узоры из геометрических форм, но полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике; 
- учить детей правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов), учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контору «обрисовывая» кисточкой с клеем её края; 
- формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь; 
- воспитывать у дошкольников художественный вкус, в старшей и подготовительной группе решаются более сложные задачи:  
- учить вырезать детали для декоративной аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами – отрезать, разрезать, вырезать по контору; 
- приобщить детей к созданию декоративной аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу; 
- обогатить содержание декоративной аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства, а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных); 
- учить детей располагать детали на округлых формах: овале, круге, в среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляется более сложные способы вырезания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников; 
Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работающие с трафаретом и вырезавшие по контору, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезание и обрывание «на глаз». 
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна декоративная аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнять узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов. Но в отличие от подобных бумажных изделий декоративной аппликации на ткани более долговременная и разнообразна в использования (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).  
Детей шести–семи лет можно учить декоративной аппликации (оригами) из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д. 
Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контору – листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.  
Для передачи образа детям предоставляется другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя декоративную аппликацию бабочки, брюшка можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку, для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать. 
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания симметричным, силуэтном, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. 
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полу объёмное (когда между основой и деталью подкладываются вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная декоративная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п. Расширяется содержание декоративной аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. 
В старшем возрасте дети делают декоративную аппликацию из соломки, намазывая клеем контур элементов узора и наклеивая на него нарезанную соломку. 
Систематическое обучение детей разнообразным способом декоративная аппликация из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание декоративной аппликации (узор на чашке, платке, скатертью), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. 
Таково программное содержание обучения оригами (декоративной аппликации) в старшем дошкольном возрасте.

Прохождение программы.

В основу педагогической работы по моделированию поделок способом оригами с целью совершенствования  мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста были положены следующие принципы обучения: принцип  последовательности и систематичности, принцип посильности складывания  материала, принцип развивающего обучения, принцип индивидуального подхода  в обучении и др.

Методические рекомендации составлены с учетом результатов  диагностики, построены на основе "Программы  воспитания и обучения в детском  саду и под редакцией М.А. Васильевой. Рассчитаны на 8 учебных месяцев.

Педагогическая система  включает в себя разнообразные формы  работы по моделированию поделок  способом оригами, рекомендуется знакомить  детей с различными видами бумаги, как основного материала в  создании поделок, с различными приемами складывания на основе базовых форм более сложной техники, чем в  диагностике. Рекомендуется использование  поделок оригами в игровой, театрально оформительской деятельности детей.

Предполагается, что в  процессе обучения детей складывании  поделок воспитатель создает  комфортные материальные условия и  теплую творческую атмосферу, которая  будет способствовать устойчивому  интересу каждого ребенка к выполнению работы и в целом повышению  уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами».

 

Занятие: "Цветы  из бумаги"

Цель занятия: Познакомить с созданием цветов из бумаги.

Задачи: Образовательные:

- закрепить умение  складывать из бумаги простые  фигуры.

- закрепить умение  ровно складывать углы. Развивающие: - Развивать творческое и логическое мышление детей. Воспитательные: - Формировать интерес детей к искусству оригами. - Воспитывать аккуратность, терпение.

Ход занятия:

I. Организационный момент

1.Приветствие.

2.Организация рабочего  места

II. Первичное восприятие  и осознание нового материала.

1.Рассказ-показ

Прошел месяц декабрь, за ним наступил январь. Закончился февраль, и начался март. Пришла весна, а зима уходить не хочет. «Чего  это я уходить буду,- говорит  зима, вон, вся земля еще снегом покрыта».

Перед детьми выкладывается  квадрат белого или голубого цвета.  

 

Но тут пригрело весеннее солнышко, и снег стал таять. «Видишь, - говорит зиме весна. – Снег уже  тает, нечего тебе здесь делать. Уходи  ».

«Не могу я уйти, - отвечает зима. – У меня вон еще, сколько  ледяных гор, кто же за ними ухаживать  будет? ».

Квадрат превращается в треугольник.  

 

 

 

Но тут ледяные горы стали уменьшаться, уменьшаться  и исчезать, ведь прилетели теплые южные ветра, а с ними и…

Треугольник складывается пополам.  

 

Птицы.

«Посмотри, зима, - говорит  весна, - уже птицы прилетели. Уходи  ».

«Ну и что, - отвечает зима, - птицы и зимой были и ничуть мне не мешали. Не уйду».

И тогда из земли стали  появляться…

Треугольник складывается в  последний раз и превращается в цветок. 

 

   

 

Цветы. Увидела их зима, удивилась…

- Как вы думаете, почему?

И поняла – теперь уж точно  пора уходить. Собрала она оставшиеся снега и льды и улетела в  холодные края, в северные страны.

- Давайте поможем весне  окончательно победить зиму. А  как? Сделаем целую поляну цветов.

III. Практическая работа.

1.Выбор подходящих квадратов,  складывание.

2.Приклеивание и дорисовывание. - Откуда будут расти наши цветы?

Вырезаем и приклеиваем  или дорисовываем землю. - А что  еще, кроме головки с лепестками, должно быть у цветка? (Стебель, листья, тычинки).

IV. Итог урока.

Просмотр работ, обсуждение.

 

Методика работы по обучению оригами в старшей  группе (или подготовительной) группе.

Обучая детей конструированию  из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее). Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог  должен освоить основы техники складирования  бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей. Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы  фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в  развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра. При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед потешками, которые начинаются со счета, можно рассказать стишок:

Много могут пальчики-

озорные мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машину, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Вы готовы? Начинаем,

Но сначала посчитаем!

Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим  действия, или проводить в форме  игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с  похожими на них реальными предметами.

 Например, базовая форма  «воздушный змей» напоминает  воздушного змея, но еще больше  она похожа на мороженное - сахарную  трубочку, поэтому и имеет второе  название - «мороженное», наиболее любимое  и легче запоминаемое детьми.

Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол.

Само же мороженное можно  «слизнуть», немного опустив уголок.

Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость  квадрата - блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого следует подвести к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата - «поздороваться», и не заходить один за другой - «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится.

При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые  сильно прижимают бумагу, или в  паровозики, которые быстро мчатся по рельцам-сгибам. При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку про мышку, роль которой сыграет указательный палец:

1. B норке поселилась мышка  (поместить пальчик в «карман», расслаивая бумагу),

2. Давайте прогоним мышку,  сломаем норку (надавить на  сгиб сверху).

3. Мышка убежала (убрать  пальчик, прогладить сгибы).

Развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так  как развитие руки находится в  тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей  интеллектуальной готовности к школьному  обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у  него достаточно развиты память и  внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к  письму, а не обучение ему, поэтому  работа по развитию мелкой моторики рук  должна начаться, задолго до поступления  в школу. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут  наибольший эффект от упражнений. Задания  должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Для развития мелкой моторики рук  можно использовать множество упражнений: рисовать в воздухе, разминать пальцами глину, шить, вязать и многое другое, но нельзя забывать про оригами. Оригами  стимулирует развитие памяти, так  как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы  складывания. Оригами знакомит детей  с основными геометрическими  понятиями (угол, сторона, квадрат и  так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Информация о работе Использование оригами в работе с детьми старшей (или подготовительной) группе