Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:
В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по ПДО.docx

— 948.05 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения проблемы использования природных материалов в работе с дошкольниками обусловлена  большими возможностями для развития ребенка, которыми обладает этот материал.

В современных условиях стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с природой, что  сказывается на развитие их нервной системы и психическом развитие. Работа с природным материалом позволяет отчасти решить эту проблему, а также оказать большое положительно влияние на развитие мышления, мыслительных, творческих и ряда других способностей дошкольников.

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении  как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция  в осуществлении мыслительных процессов.

Проблема образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.)

В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного  мышления и даётся характеристика некоторых  особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская и др.).

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают  возникновение наглядно-образного  мышления как узловой момент в  умственном развитии ребенка. Однако условия  формирования наглядного мышления у  дошкольников, механизмы его осуществления  изучены далеко не полностью.

 

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  и других,  образное мышление выступает  не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

К проблеме использования  природных материалов в работе с  детьми обращались различные поколения  педагогов, и каждый  исследователь  открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое  значение использования природного материала в развитии образного  мышления детей, что особенно важно для дошкольников. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Объект исследования: развитие образного мышления детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие образного мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий с использованием природного материала.

Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью  с использованием природных материалов.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие  образного мышления  у детей дошкольного возраста  будет происходить более успешно, если:

  • В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
  • Будет продуманна и организованна  работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать эффективность проведенной работы, сделать выводы.
  3. Охарактеризовать основные психические функции и особенности мышления детей дошкольного возраста,  изучить формы работы с природным материалом и их воздействие на развитие образного мышления детей с учетом возрастных особенностях дошкольников.

Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Педагогическое исследование в единстве его этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
  3. Метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

На констатирующем, контрольном и  формирующем этапе применялась диагностическая методика: Е. Торренса «Неполные фигуры»

Экспериментальная база исследования: МБДОУ ДС КВ «Журавушка»   города Новый Уренгой.

Структура курсового  проекта.  Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

ГЛАВА I  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

    1. Понятие о мышление, виды мышления.

Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменение во времени, устремлять мыслью в необозримые дали и микромир.

Все это возможно благодаря процессу мышления.

 

 

Рис. 1 Общая характеристика мышления как психического процесса

 

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее  к получению новых знаний.

Мышление, как ощущение и восприятие, - психический процесс. Однако, в  отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений  действительности, в их существенных признаках и отношениях. Путём  восприятия человек познаёт единичные  предметы в совокупности их случайных  и основных признаков.

Образное мышление представляет собой  форму творческого отражения  человеком действительности, порождающую  такой результат, которого в самой  действительности или субъекта на данный момент времени не существует.

 Мышление человека (в своих  низших формах оно имеется  у животных) также можно понимать  как творческое преобразование  имеющихся в памяти представлений  и образов.

Отличие мышления от остальных психологических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых  человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

 

 

Рис. 2  Основные виды мышления

Мышление подразделяется: на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое, может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь  которым человек в процессе решения  задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для  мышления эмпирические факты, не предпринимает  практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца  в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени.

 Они хорошо дополняют друг  друга, так как раскрывают человеку  разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное  мышление дает хотя и абстрактное,  но вместе с тем наиболее  точное обобщенное отражение  действительности; теоретическое образное  мышление позволяет получить  конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того  или другого вида мышления  наше восприятие действительности  не было бы столь глубоким  и разносторонним, точным и богатым  разнообразными оттенками, каким  оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит  в том, что мыслительный процесс  в нем непосредственно связан с восприятием, мыслящим человеком, окружающей действительности и без него совершаться не может.

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто, представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается  в том, что сам процесс подобного  мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен  у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального  продукта.

Разница между теоретическим и  практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что  «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в  основном направлена на разрешение частных  конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в  основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен  на решение практической задачи, и  его выводы непосредственно, проверяются  практикой здесь и теперь. Теоретический  же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в  конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления могут  быть представлены в одной и той  же деятельности. Однако в зависимости  от ее характера и конечных целей  доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все  и различаются. По степени своей  сложности, по требованиям, которые  они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все  названные виды мышления не уступают друг другу.

«Согласно Ж.Пиаже, выделяются 4 стадии развития мышления (от рождения до зрелости):

1 стадия соответствует периоду развития ребенка от рождения до 2-ух лет. Эта стадия сенсорного мышления. Здесь еще нет операций, но уже во внешнем поведении можно выделить зачатки обратимости.

2 стадия охватывает период развития от 2 до 7 лет. Это стадия дооперативного мышления. В этот период у ребенка развивается речь, формируются представления, происходит «интериоризация» действия в мысль.

Это период формирования наглядного мышления ребенка.

3 стадия – от 7-8 лет 11-12 лет. Это стадия конкретных операций.

Умственные действия приобретают  свойство обратимости и формируются  в определенную структуру. По своей  структуре эти операции являются логическими, однако они выполняются  на реальных предметах, а не по отношению  к словесным высказываниям.

Наконец, 4 стадия развития мышления – от 11-12 лет до 14-15 лет – это стадия формальных операций с предложениями или высказываниями.

Происходит организация  операций в структурное целое. Появляются способности рассуждать посредством  гипотез, то есть до осуществления формулировать  возможные гипотезы, а затем уже  строить свою деятельность в зависимости  от этих гипотез. Возникает, как говорит  Ж.Пиаже, синтез возможного и необходимого» [12, с. 195].

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция  мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Мышление позволяет с помощью  умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений  между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и  принимает на себя функции обобщения  и планирования.

1.2 Основные психические функции и особенности мышления детей дошкольного возраста.

В настоящее время в отечественной  психологии используется  периодизация возрастных особенностей развития дошкольников, построенная на основе сложившейся  системы воспитания и обучения.  В детской психологии накоплен значительный материал, позволяющий  выделить два  резких перехода в развитии детей  – это переход о раннего  детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как «кризис  трех лет», и  переход от младшего школьного возраста к подростковому.

Информация о работе Использование природных материалов как средство формирования образного мышления у детей дошкольного возраста