Использование современных методов и приемов обучения для успешной социализации личности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:02, доклад

Описание

Знакомство с методами социальной адаптации воспитанников через учебно-воспитательный процесс, интеграции их в общество и производственные отношения, способы создания условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, повышения интереса к учению, как основе развития личности.

Работа состоит из  1 файл

Использование современных методов и приемов обучения для успешной социализации личности обучающихся.docx

— 18.03 Кб (Скачать документ)

Использование современных  методов и приемов обучения

для успешнойсоциализации личности обучающихся

    Процессы, происходящие  сегодня в обществе, предусматривают  необходимость создания для каждого  человека и тем более для  лиц с нарушениями интеллектуального  развития, равных прав и возможностей  на получение образования, на  развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.  Интеграция лиц с нарушениями  развития в общество нормально  развивающихся сверстников и  взрослых считается высшей степенью  социально-трудовой и профессиональной  адаптации наших детей.

      В настоящее  время 4,5 процента детей, проживающих  в России, относятся к категории  лиц с ограниченными возможностями  здоровья и нуждаются в специальном  (коррекционном) образовании, отвечающем  их особым образовательным потребностям.

       Действующая  в стране система специального  образования детей имеет положительный  опыт создания благоприятных  условий для коррекции дефекта.  В то же время, как показывает  анализ ее деятельности, на фоне  этих достижений существенно  страдает общая образовательная  подготовка ребенка и умение  работать с ним как с развивающейся  личностью. Не получив качественного  образования и не выработав  личностных свойств, необходимых  для самостоятельной жизни в  современном мире, человек, имеющий  стойкие функциональные нарушения,  изначально не конкурентоспособен  на рынке труда.

       Поэтому перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача - социальная адаптация воспитанников через учебно-воспитательный процесс, интеграция их в общество и производственные отношения. Создание условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, повышения интереса к учению, как основе развития личности.

     Для реализации выше  перечисленных задач  педагогический  коллектив нашей школы использует  как классические, так и современные  методы и приемы обучения.Слайд  2

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные  и практическиеметоды обучения. Слайд 3  

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и  др. В процессе их разъяснения преподаватель  посредством слова излагает, объясняет  учебный материал, а обучаемые  посредством слушания, запоминания  и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Слайд 4

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих  визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует  наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих  достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов  на такое применение наглядных методов  обучения, чтобы одновременно иметь  возможность развивать и абстрактное  мышление обучаемых.Слайд 5

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его  выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа  итогов практической работы, выявления  причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.  Слайд 6, 7, 8 (сам.раб)

Специфика применения этих методов диктуется особенностямипознавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Ученики, например, немогут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимочленение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только всловесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями,плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно важно сочетатьэти методы.

Слайд 9 Известно, что в коррекционную школу приходят дети, плохо подготовленные к учебной деятельности, с недостатками в развитии познавательной сферы,особенно мышлении и речи, отсутствием интереса к учению,сниженным вниманием,они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения в младших классах методов,вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, созданиезанимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение и встарших классах, они часто используются для закрепления пройденного.

Большое значение имеет сочетание  разных методов. В коррекционной школе этобудет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины,дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса.Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями обучающихся, требует поисков различных сочетаний методов для успешногообучения всех учеников. Поэтому мы в своей работе используем технологию личностно-ориентированного обучения. Слайд 10

В ней особое значение придается  такому фактору развития, как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный  ребенком до школы в конкретных условиях семьи,  в процессе восприятия и  понимания им мира людей и вещей. Содержание, методы, приемы этой технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика. Составить  образовательную программу индивидуального  характера для каждого ученика, конечно, невозможно, но для некоторых, кому она действительно необходима можно. Поскольку центром всей образовательной  программы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса (Слайд 11)  и  для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок используем технологию уровневой дифференциации, которая предполагает:

- признание права ученика  на выбор содержания своего  образования и уровня его усвоения;

- обеспечение учителем  своевременного достижения каждым  учащимся, как минимум, обязательного  уровня;

- формирование активной, самостоятельной и инициативной  позиции учащихся в учении;

- формирование положительной  мотивации школьников (все дети  могут достигнуть обязательных  результатов обучения);

- применение технологии  УД как здоровьесберегающей технологии  обучения.

           В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть. Применяя информационные технологии в процессе обучения, мы получили возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству. Поэтому в учебный план школы включен факультативный курс «Информатика» по 1 часу начиная 5 по 9 класс.

        Таким образом, использование современных методов и приемов, а также информационных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, позволяют сформировать социально востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.

 

 


Информация о работе Использование современных методов и приемов обучения для успешной социализации личности обучающихся