Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследовательской работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».
Цель работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект – театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7
1.1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
1.2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
1.3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16
Выводы по второй главе………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
2.1. Организация исследования и описание диагностических методик…………………………………………………………………………...21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24
Выводы по второй главе………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Использование театрально.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3

     Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7

    1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
    2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
    3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16

     Выводы  по второй главе………………………………………………..20

     Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…

       2.1. Организация исследования и описание  диагностических методик…………………………………………………………………………...21

       2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24

       Выводы  по второй главе………………………………………….……31

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34

       ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто». Играя, ребенок стремится найти сюжет, т.е. выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонацию голоса, движения, переодеваясь в различные костюмы. Театр - это синтез различных видов искусств: живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), музыки, танца. Театр - коллективное творчество.

       Современное общество выдвигает  перед педагогами задачу воспитания  гармонично развитой, общественно  активной личности. Такая личность  способна стать творцом, деятелем, осознанно выдвигающим цели, намечающим  пути и средства их достижения  в самых различных сферах жизни.

     В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

       Актуальность данной проблемы  послужила поводом для выбора  темы исследовательской   работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».

       Цель  работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.

       Объект  – театрально-игровая деятельность  детей дошкольного возраста.

       Предмет исследования - использование  театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.

          В нашей работе выдвигается  гипотеза – у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.

     Реализация  поставленной цели происходит благодаря  решению ряда частных исследовательских  задач:

       1. Изучить теоретическое состояние  проблемы театрально-игровой деятельности  дошкольника;

       2. Диагностировать особенности театрально-игровой  деятельности дошкольника с нормой речевого развития и с ОНР (III уровня речевого развития);

       3. Сформировать выводы относительно  уровня развития  театрально-игровой  деятельности у детей с нормой  речевого развития и с ОНР  (III уровня речевого развития).

       Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие группы методов: теоретические – системный анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические – наблюдение, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных.

       Базой исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и 6 детей с ОНР (III уровня).

       Выше сказанные задачи и гипотеза обусловили проведение исследовательской работы в три этапа:

  • I этап (сентябрь – декабрь 2010 г.) посвящен изучению, анализу литературы по теме исследования, подбору и разработке диагностических методик.
  • II этап (январь-февраль 2010г.) предусматривал проведение констатирующего эксперимента.
  • III этап (март-апрель 2011 г.) включал анализ и обобщение полученных результатов, формулировку общих выводов по исследованию.

     Методологическую  основу исследования составили концепция исследования основывается на философско-эстетических и психолого-педагогических положениях об искусстве, духовности, культуре, эстетическом воспитании ученых-педагогов, философов, психологов: А.В. Антоновой, Л.Г Арчажниковой, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, В. Вернадского, В.В. Ванслова, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Галеева, М.С. Кагана, Е.Н. Колокольцева, Т.С. Комаровой, Н.А. Курочкиной, А.Ф. Лосева, Т.Н. Лазарь, Г.В. Пантюхиной, Л.А. Рапацкой, Н.П. Сакулиной, Л.Г. Савенковой, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, СТ. Шацкого, Б.П. Юсова и других. Исследования опираются на концепцию эстетической пространственной среды (Б.В. Виппера, Г.Н. Степановой, А.В. Иконникова, А.Г. Раппопорта, В.П. Толстого, А.В. Минкявичуса, И.Б. Федоровой, В. Гроппиуса, Р. Ингардена, Л. Корбюзье, Д.Л.Саймонса, Ф.Л. Райта); долгое время  вопросами театральной деятельности дошкольников занимались авторы такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.

       Практическую  значимость исследования составляют выявленные особенности формирования театрально-игровой деятельности у дошкольников.

         Курсовая работа состоит из  введения, 2 глав, заключения, списка  литературы и  приложения.

         Во введении определены цель  предмет, объект и задачи исследования, выдвинута гипотеза, требующая доказательства.

       В первой главе «Теоретико-методологическое  обоснование использования театрально-игровой  деятельности в коррекционной  работе с дошкольниками» дан анализ теоретических источников по изучаемой проблеме.

         Во второй главе «Эмпирическое исследование особенностей театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста» дан материал экспериментального изучения развития театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и нормой речевого развития.

         В заключении подведены итоги  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 

    1. Понятие «театрально-игровая  деятельность» дошкольника и ее этапы формирования.
 

     Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ  переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) [16, 260]. Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения,  благоприятное условие  для  развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.  В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

       Большинство исследователей приходят  к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин) [16, 270].

       Е.Л.Трусова [33] применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и  «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: 1) роль (определяющий компонент); 2)  игровые действия; 3)  игровое употребление предметов; 4) реальные отношения.

     В театрализованных играх игровое  действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых  действий. Характерными особенностями  театрализованной игры являются литературная или  фольклорная основа  содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.) [2, 35].

     В самой природе театрально-игровой  деятельности (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая [24]).

     В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного  присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая  успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка (С.А.Козлова,  Т.А Куликова). 

      Существует  разные классификации видов театрализованной деятельности детей. Л.В. Артемова предлагает классификацию, в которой все театрализованные игры разделены на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации [23]. К режиссерским играм относятся: настольный театр игрушек в этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижениях. Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в оформлении и показе. Картинки на фланели и декорации – плоские, их показывают на специальной доске, расположенной на столе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене-столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные фигурки. Для игр типа путешествия удобно использовать стенд- книжку. Укрепляется на нижней части доски. На верхней части размещается транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий переворачивает листы стенда книжки, демонстрирую различные сюжеты, изображающие события, встреча, которые происходят в пути. Теневой театр составляют силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью, застекленная рабочая рамка, сделанная из фанеры или толстого картона, в верхней части – проволочные крючки для крепления декораций, внизу и по бокам - планки для неподвижных фигур и декораций. Справа и слева сидят кукловоды. Позади кукловодов, на краю другого стола находится источник света (фильмоскоп). Впереди перед рабочей рамкой находится занавес, за которым сидят зрители [10]. Для театра на фланелеграфе необходим кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.  

Информация о работе Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками