Использование загадок в развитии речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:05, реферат

Описание

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи.

Содержание

Введение 3
1.Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. 5
2.Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. 7
3.Классификация загадок. 9
4.Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста. 10
5.Методика работы с загадками с детьми дошкольного возраста. 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Использование загадок в развитии речи дошкольников.docx

— 38.94 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1.Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. 5

2.Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. 7

3.Классификация загадок. 9

4.Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста. 10

5.Методика работы с загадками с детьми дошкольного возраста. 12

Заключение 17

Список использованной литературы 18 

 

Введение

 

    В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.

    В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи.

    Существуют  различные средства достижения задач  речевого развития, одним из которых  является использование малых фольклорных  форм, к которым принадлежит загадка.

    Отгадывание и придумывание загадок оказывает  влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование  многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. 
   Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной нами темы. Таким образом, цель реферата: изучить особенности использования загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста.
 
 

 

  1. Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте.
 

    В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму — форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собою или ответы на вопросы взрослого, или вопросы ко взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

    Переход к дошкольному возрасту заключается  в существенном изменении условий  развития ребенка, и, прежде всего, в  изменении его отношений ко взрослым. На основе возросших возможностей ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности; а также на основе тенденций самого ребенка к самостоятельному осуществлению своей деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.

    Значительно расширяется круг жизненных отношений  ребенка, далеко выходящий теперь за пределы непосредственной совместной деятельности со взрослыми. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью людей; ему становятся доступны уже не только те предметы, которые он может узнать непосредственно; все большее место в его жизни занимают предметы, люди, отношения, с которыми он знакомится из рассказов взрослых, из читаемых ему книг и из рассматриваемых картин.

    Изменение образа жизни ребенка, возникновение  новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры и о проделанной работе, о просмотренном детском фильме, прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами — о всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка вне непосредственной связи со взрослыми. На основе развивающейся жизни в коллективе возникает необходимость договариваться об общем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнением правил и т. п. В зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи инструктирования, оценки и т. д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы: указания, оценки, согласование действий и т. д.

    В связи с развитием самостоятельной  практической деятельности у ребенка  возникает потребность в формулировании собственного замысла, в констатации затруднений, в рассуждении по поводу способов выполнения действий.

    Функции и формы речи на протяжении дошкольного  возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными  формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и  деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью  ведут к интенсивному овладению  языком, его словарным составом и  грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится все  более связной. Степень связности речи ребенка, прежде всего, зависит от ее задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания. В ходе развития ребенка перестраиваются и формы связной речи.  

  1. Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.
 

     Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

     Отгадывание и придумывание загадок оказывает  влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке  метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование  многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

     Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные  значения слов, формируют представления  о переносном значении слова. Они  помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя  сосредоточиться на языковой форме  и анализировать ее.

     Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка  – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

     Говоря  другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

     Разгадывание  загадок развивает способность  к анализу, обобщению, формирует  умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные  признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

     Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом  дидактического воздействия на детей. Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

 

  1. Классификация загадок.
 

    По  типу логической задачи, характеру  умственной операции, необходимой для  решения, загадки можно условно  разделить на три группы.

    К загадкам первого уровня сложности относят:

    - загадки, основанные на перечислении  признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

    - загадки с перечислением признаков,  в которых зарифмовано слово-отгадка.

    Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

    Загадки второго уровня сложности включают:

     - загадки, в которых характеристика  предмета дается кратко, по 1-2 признакам  нужно восстановить целостный  образ предмета;

    - загадки, основанные на отрицании  или сопоставлении предметов,  на сравнении предметов или  явлений.

    Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок  должен быть знаком с указанным в  ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими  признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

    Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

    При определении уровня сложности следует  учитывать следующие факторы: тип  логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить  ребенку при отгадывании загадки.

 

  1. Принципы  отбора загадок для  детей дошкольного  возраста.
 

    При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

    Например, учеными было установлено, что младшим  дошкольникам значительно труднее  отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники  не понимают образного строя языка  загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.

    Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении  дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Это объясняется тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на  жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

    Тематика  загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

    Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Информация о работе Использование загадок в развитии речи дошкольника