История просвещения татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:50, реферат

Описание

Татарское просветительство проделало очень долгий и сложный путь своего развития, прежде чем достигло того же уровня, что и общеевропейское и собственно русское просветительство. Возникновение просветительских идей у татар связано в первую очередь с теми историческими событиями, которые происходили в жизни народа после взятия Казани войсками Ивана IV: насильственной христианизацией, колонизацией края, невозможностью получить образование и т.д.

Работа состоит из  1 файл

реферат по татпросветительству.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ЭТНОПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ  ТАТАРСКОГО НАРОДА

 

 

 

РЕФЕРАТ ПОДГОТОВЛЕН  СТУДЕНТКОЙ ГР. 05.08.01 ФРФ ТГГПУ НУРУЛЛИНОЙ А. И.

 

ПРОВЕРЕН В. В ПОЛИТОВОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2009

Татарское просветительство проделало очень долгий и сложный  путь своего развития, прежде чем достигло того же уровня, что и общеевропейское и собственно русское просветительство. Возникновение просветительских идей у татар связано в первую очередь с теми историческими событиями, которые происходили в жизни народа после взятия Казани войсками Ивана IV: насильственной христианизацией, колонизацией края, невозможностью получить образование и т.д. После ослабления гнёта со стороны российского государя (указ Екатерины II о веротерпимости 1773 года, учреждение муфтиата в 1789 году, открытие учебных заведений в крае и возможность обучения там представителей татарского народа) стала укреплять свои позиции татарская буржуазия и постепенно стали появляться просветительские идеи. Стоит заметить, что в начале своего становления и ещё долгое время татарское просветительство носило исключительно религиозный характер.

Формирование национального  просветительства края приходится на время, когда в российском общественном сознании окончательно произошло, по выражению З. А. Каменского, "расщепление понятия просвещения. Наряду с традиционной трактовкой Просвещения как исторической эпохи и антифеодальной идеологии, сформировалось второе значение - система мер, направленных на преобразование общества мирным путем, через распространение научных знаний, развитие школьного

образования. Чрезвычайно сложное, многогранное и противоречивое явление представляет собой просветительство у татарского народа. С одной стороны, оно росло и формировалось под непосредственным влиянием русского и западного просвещения,с другой в его становлении не последнюю роль сыграла тенденция противостоять беспощадному, неумолимому проникновению русского и западного капитала. Поэтому здесь стремление к установлению европейских форм жизни тесно переплеталось с борьбой за независимость, национальное самосохранение и развитие своих, собственно национальных культурных традиций.

Просветительские идеи среди татар впервые были выдвинуты на рубеже XVIII-XIX вв. виднейшими представителями татарской культуры Г.Утыз-Имяни, Г.Курсави и И.Хальфиным.

Ими были сделаны первые попытки повернуть внимание людей  от проблем небесных к проблемам  земным. Татарские просветители уже в первой половине XIX в.стремились к усвоению  передовой русской культуры, к созданию и развитию на её примере своей национальной культуры, мечтали о преобразовании религиозно-схоластических мектебов и медресе в светские, делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей, литературой, языком и устно-поэтическим  творчеством родного

народа, что подготовило  почву и ускорило формирование татарского просветительства как движения.

Как уже говорилось выше, огромным подспорьем для развития просветительских идей явилось открытие в крае различных учебных заведений. Главным событием в развитии образования в XVIII веке стало открытие в 1759 году первой казанской гимназии. Именно здесь вела активную просветительскую деятельность династия Хальфиных – самая знаменитая династия татарских педагогов XVIII – начала XIX вв. В 1769 г. по указу Екатерины II в Казанской гимназии, с целью подготовки переводчиков, было введено преподавание татарского языка. Первым учителем был

назначен Сагит Хальфин. С.Хальфину пришлось начинать преподавательскую деятельность в чрезвычайно сложных и трудных условиях. Не доставало учебных пособий, программ, руководств.

Учителю Хальфину приходилось  самому разрабатывать график учебного процесса, подбирать и обрабатывать учебный материал, готовить планы и конспекты учебных занятий. В гимназию не принимали татар, поэтому ему приходилось обучать воспитанников русского происхождения. Отсутствие у них познаний в татарском языке

усложняло задачу организации  учебного процесса. Усилия С.Хальфина приводят к количественному увеличению учащихся татарского класса.

В 1778 г., т.е. спустя 9 лет  после начала работы С.Хальфина в  гимназии, на свет появляется его труд "Азбука татарского языка с обстоятельным  описанием букв и складов...", который  имел огромное значение ещё и потому, что эта была первая печатная татарская азбука и первая в России азбука, изданная с применением арабского шрифта.

В 1785 г. С.Хальфин завершает  огромной сложности и трудоемкости работу над монографией "Татарский  словарь и краткая татарская  грамматика в пользу обучающегося при казанских гимназиях юношества татарскому языку". К сожалению, автор не смог издать этот труд, состоящий из 2-х томов, объемом в 1527 рукописных листов.

"Словарь" в рукописном  виде сохранился в трех экземплярах.  Создатель "Словаря" проявляет себя опытным педагогом, великолепно знающим русский, татарский и восточные языки, умело и точно применяет им же разработанные

принципы, которые отвечают требованиям того времени и уровню развития филологических наук. Дело С. Хальфина было продолжено его сыном и внуком.

Абу-н-Наср Габденнасир б. Ибрахим  б. Ярмухаммед б. Иштиряк ал-Булгари  ал-Казани ал-Курсави - мыслитель-богослов, один из наиболее выдающихся личностей  своего

времени. Однако просветительские идеи Курсави касаются не столько педагогических, сколько религиозно-философских и нравственных вопросов. Наибольшую известность получило его сочинение «ал-Иршад ли-л´ибад» («Наставление для рабов [божьих]»), впервые изданное в 1903 г. Проблематика его связана с таким понятием, как иджтихад - право компетентного специалиста выносить самостоятельное суждение по вопросам Ислама. Трактат

Курсави носит подчеркнуто  полемический характер и направлен  против «невежественных» улемов. Общество несовершенно, погрязло в невежестве и катится к гибели. Причины этого - искажение чистоты веры, забвение истинных принципов Ислама. Главные обвинения,

предъявляемые современникам, следующие: они утверждают, что действие по Корану и Сунне присуще лишь муджтахидам прошлого, что они  не доступны пониманию современников, поэтому, даже в случае противоречия высказывания какого-либо авторитета предписаниям священных текстов, следует отдавать предпочтение высказыванию этого ученого и др.

Именно невежество, считает  Курсави, распространившееся среди  ученых, из-за нерадения и пассивности в изучении основных источников - Корана и Сунны, положило

начало распространению  бид’а - нововведений, искажений норм Ислама – главной причины упадка. Люди забыли высказывания Пророка (мир  ему) и, полагаясь на

руководство толкователей, отошли от принципов мусульманской общины первых столетий, в том числе принципа иджтихада. Путь к исправлению общества Курсави

видит в искоренении  бид’а, возврате к чистым истокам  веры - Корану и Сунне, и возрождении  права иджтихада.

Иджтихад в понимании  Курсави не только право, привилегия интеллектуалов - это обязанность, возложенная на каждого образованного мусульманина в меру его

способностей. «Знай, что  каждый обязан прилагать усилия в  поиске правильного по мере своих  сил, и кто способен на абсолютный иджтихад - возложен на него

абсолютный иджтихад, и кто способен на иджтихад в рамках мазхаба - возложен на него иджтихад в  рамках мазхаба, а кто не способен на иджтихад в вопросах

Шариата, принуждается к  таклиду. Пусть следует ученым, тому, кто наиболее сведущ и набожен, дабы доверять его фетве и опираться на его слова». Курсави также осуждает вульгарные проявления суфизма – показное благочестие, чрезмерный аскетизм, совершение обрядов, не согласуемых с Шариатом; главную ценность для него представляют морально-этические принципы этого учения. Последовательный сторонник доктрины Газали, Курсави стремится к совмещению суфийских идеалов и ортодоксального учения, веры и знания, разума и сердца. Только пройдя через таинства суфизма, сухая теория фикха превращается в истинное знание и проникает в сердце факиха, и только опираясь на трезвый рационализм фикха можно избежать опасности заблуждений, искушений многочисленных недозволенных новшеств - бид’а, подстерегающих суфия на его пути.

Бид’а, по мнению Курсави, могут быть как благими, так и порочными. Благие - те, что основаны на Шариате и несут пользу людям, такие, как «строительство школ, сочинение книг, ибо содействие распространению знаний и сохранению Шариата - основа основ религии». Исполнение некоторых бид’а даже обязательно, как, например, разъяснение порочности отхода от пути Сунны.

В рассуждениях Курсави  высвечивается новый подход к  проблеме правоверия: правоверие не всегда принимается и одобряется обществом, а мнение общества вовсе не является критерием правоверия. В случае упадка религиозной жизни, считает он, противодействие обществу не только возможно, но и необходимо, поскольку совершается во имя сохранения истины. Требуя при любых обстоятельствах неукоснительно следовать примеру благочестивых мусульман ранних веков, Курсави дает обоснование особой линии поведения, определяет принципиально новый характер взаимоотношений индивида с социумом - противостояние человека обществу, его обособление от толпы предстает как вид самоотверженного служения.

Ещё один представитель татарского просветительства XVIII века - Габдерахим Утыз Имяни Аль Булгари. Он был имам-хатыбом различных мечетей Казанской и Оренбургской губерний, создал более 100 произведений. Он писал на булгарском тюрки, на

арабском и фарси (персидском) языках. Ранние работы Утыз Имэни Булгари, комментарий и словарь к трудам Суфи Аллахияра и Ахмада Сирхинди, написаны в традициях накшбандия-муджаддидия. Однако со

временем он стал более критически относиться к тарикату и его представителям, что нашло отражение в его стихотворных обличениях ишанов Бухары. В числе работ Утыз Имэни Аль Булгари - труды по исламской философии, филологии, комментарии к книгам Гали, Атари, Джами, Руми. Великий поэт оставил нам 10 поэм - "Тохфэтел горабаэ ва лэтаифел газаэ" ("Подарок обездоленным и притчи о терпении"), "Гаварифез заман" ("Дары эпохи"), "Тэнзихел эфкяр фи нэсаихел эхъяр" ("Добрые наставления для очищения мыслей") и др. Главные богословские труды Утыз Имяни Аль Булгари того периода – “Ас Сайф ас сарим” ("Острый меч"), “Джавахир ал байан” ("Драгоценности разъяснения") и “Инказ ал-халикин мин ал-мутакаллимин” ("Спасение погибающих от мутакаллимов"). В 1870 году, отдельной книгой был издан сборник его стихотворений под названием «Мохимматез заман» («Важнейшие проблемы эпохи»). На русский язык переведена пока незначительная часть его произведений.

Резкая критика Утыз Имяни Аль Булгари в адрес  определенной части ишанов и улемов заслужила ему репутацию известного “оппозиционера”. Этому немало способствовали и высказывания самого Утыз Имяни еще в период пребывания его в Средней Азии. Со словами “Имамы – тупицы, не умеют даже правильно читать” он отказывался посещать публичные моления, а на вопрос эмира Шах Мурада, чем вызван такой поступок ответил, что он “не слышал азана, ибо принял голоса муэдзинов за крики ослов”. Мотивируя тем, что для пятничных и праздничных молений необходимым условием является Миср (мусульманский город), а страна булгар есть дар ал-харб (территория войны), объявил подобную практику недействительной. Утыз Имяни был из числа сторонников отмены ночной молитвы в светлые летние ночи северных регионов. В его стихах часто обличается падение нравственности, алчность и невежество ишанов, звучат обвинения в незнании ими элементарных норм фикха.

Большой патриот Булгарии Утыз Имяни Аль Булгари в начале своего произведения "Кашф аль-лугат" ("Открытие слов") писал о своем рождении "в Булгарской земле" и о посвящении сего труда "всему булгарскому населению" - "джамигы эпле болгар". Он так же организовал несколько центров по переписыванию редких булгарских книг, благодаря чему до нас дошли многие булгарские памятники, и среди них - "Кысса -и Юсуф" Мохаммед-Гали (Кул Гали).

Следующим важным событием в развитии татарского просветительства является открытие 5 (17) ноября 1804 года казанского университета, который впоследствии приобрёл всемирную известность благодаря деятельности целой плеяды учёных, работавших в самых разных областях знаний. В стенах Казанского императорского университета наряду с гегиальными научными открытиями рождались самые передовые философские и нравственно-этические идеи, он очень долгое время являллся главным и единственным центром общественной жизни Казанской губернии.

Ещё одним видным представителем династии Хальфиных был Ибрагим  Хальфин, который также пошёл по стопам отца и деда. С 1800 г. он преподаватель татарского языка в 1-й Казанской гимназии, а с открытием Казанского университета - лектор, затем адъюнкт-профессор университета. Это был первый ученый из татар в университете, оставивший заметный след в его истории. . Помимо татарского, И.Хальфин обучал турецкому и арабскому языкам, занимался исследованиями в области востоковедения. Государство возложило на него миссию цензора татарских книг, чем поставило его в крайне неудобное положение перед своими соплеменниками. За свою цензорскую деятельность и азбуку татарского языка Ибрагим Хальфин был награжден царской наградой. Тем не менее в материальном плане Хальфину жилось крайне трудно. Большая семья, многочисленные обязательства подтачивали его здоровье. И все же он не прекращал заниматься научной деятельностью. Перу Ибрагима Хальфина принадлежат такие труды, как "Азбука и грамматика татарского языка" (1809), хрестоматия "Эхвале Чынгыз-хан вэ Аксак Тимер" ("Жизнь Чингиз-хана и Аксак Тимура", 1819,1822). В 1825 г. он издал книгу Абуль-Гази Бахадур-хана "Шбж,эрэи терек" ("Родословная тюрков"). Эти труды Ибрагима Хальфина сделали его популярным среди российских и зарубежных востоковедов. .

 Однако наиболее  активными подвижниками татарского  просветительского движения были Шигабурдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Каюм Насыри. Общество впервые услышало их голоса в 50-е г.XIX в., и они продолжали звучать вплоть до XX в.

 Деятельность Марджани, Фаизханова  и Насыри необходимо рассматривать  вместе, во взаимосвязи, во взаимовлиянии. Из них Марджани был не только

Информация о работе История просвещения татарского народа