История развития и физиологическая сущность закаливания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание

Закаливание - одно из наиболее мощных и эффективных оздоровительных средств физического воспитания. Оно позволяет не только сохранить и укрепить здоровье, но и повысить работоспособность.
Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий.

Содержание

Введение
Исторический обзор.

О механизме закаливания.

Основные закономерности закаливания.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

                    История развития и физиологическая  сущность закаливания.

   

           Введение 

  1. Исторический  обзор.
 
  1. О механизме  закаливания.
 
  1. Основные  закономерности закаливания.
 

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

        Закаливание - одно из наиболее мощных и эффективных оздоровительных средств физического воспитания. Оно позволяет не только сохранить и укрепить здоровье, но и повысить работоспособность.

  Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий.

    Закаливание организуется с профессиональной (производственной) целью (подготовка к работе в определенных климатических условиях на севере, юге, в горах); с целью общего укрепления здоровья; повышения умственной и физической работоспособности; повышения устойчивости организма человека к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

        Под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных внешних факторов.

Давно известно, что воздух, вода и солнце широко использовались для закаливания еще в давние времена, В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.

     В числе проблем сохранения  и укрепления здоровья людей  важное место занимает борьба  за резкое снижение инфекционных заболеваний, в первую очередь гриппа и других респираторных вирусных заболеваний, на долю которых приходится около половины всех случаев временной нетрудоспособности. Одним из действенных средств борьбы с инфекционными и другими болезнями  является закаливание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Исторический  обзор.

      Закаливанию, наверное, столько же лет, сколько  и человечеству, а вот учение об этой процедуре возникло позднее. Начало было положено древнегреческим мыслителем, основоположником античной медицины Гиппократом (ок. 460—377 гг. до н. э.), который отводил закаливанию особую роль в укреплении здоровья и утверждал, что «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным».  
Важной вехой в развитии учения о закаливании являются труды Абу-али ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценна (ок. 980—1037 гг.). В трактате «Канон врачебной науки» он изложил основные правила закаливающих процедур. Начинать закаливание он предлагал летом, используя для этого воду и прежде всего купание, при этом подчеркивалась необходимость строго дозировать его продолжительность.  
В эпоху Возрождения закаливание считалось одной из важных задач в системе воспитания детей, это особо подчеркивалось в трудах Т. Кампанеллы, Дж. Локка и др.  
Немецкий врач X. Гуфеланд в труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796 г.) указывал, что закаливание является действенным средством профилактики многих заболеваний.  
В России развитие представлений о закаливании находим в таких памятниках, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой» и некоторых других, где даются рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закаленными.  
В трудах русских просветителей закаливание рассматривалось как необходимое средство воспитания здорового ребенка, рекомендовалось подольше быть им на воздухе. Н. И. Новиков в своей работе «Разговор о здоровье» подчеркивал, что жар, стужа, ветер формируют характер человека. П. Енгалычев в работе «О продолжении человеческой жизни, или средстве, как достигнуть можно здоровья, веселой и глубокой старости» (1804 г.) указывал на решающую роль закаливания для детского организма.  
Мысли о пользе закаливания содержатся в работах отечественных медиков С. Г. Зыбелина, М. Я. Мудрова, Ф. И. Иноземцева, Н. И. Пирогова.  
Впервые научная разработка вопросов закаливания была начата в нашей стране и связана с именами русских ученых С. П. Боткина, В. В. Пашутина, И. Р. Тарханова. Большой вклад в изучение этого вопроса внесли советские ученые В. В. Гориневский, Г. Н. Сперанский и другие. Так, заслуженный деятель науки, профессор И. М. Саркизов-Серазини настоятельно рекомендовал всем крепко дружить с солнцем, воздухом и водой. Вот некоторые основополагающие принципы, которые он пропагандировал.

    1.Источниками жизни являются физические упражнения. «Утка, гусь и свинья, которые мало ходят, мало движутся, обладают маленькими и слабыми сердцами; сокол, орел, беговая лошадь имеют крепкое выносливое сердце и живут гораздо дольше, чем домашние животные и птицы».

    2.Моря и реки — источники здоровья. «Когда раненый олень, истекающий кровью, пробирается в чаще кустарников и вдруг видит переливчатую гладь широкой реки, он бросается в холодные волны, обмывает свои раны и, успокоив невыносимые страдания, долго лежит на берегу, не смея удалиться от источника своего исцеления».

    3.Великой силой, оживляющей нашу жизнь, является лучистая энергия солнца. «Каждый падающий на тело луч несет с собой элементы тех источников здоровья, какие отчасти в концентрированном виде мы получаем в больницах и лечебницах. Без сложных установок рентгеновских и электрических аппаратов тканями клеток мы вбираем в себя драгоценную энергию прямо с неба, мы живем, укрепляя не только мускулы наших рук или ног, но и приводим в состояние творческого возбуждения «провода» нервной ткани».

   4.Среди средств, дающих силу и устойчивость тканям живого организма, воздух играет такую же важную роль, как прямые лучи солнца, как вода рек, озер и морей. «Чем больше будет касаться укрепляющая сила воздуха тканей юного организма, тем совершенней станет работа клеток, и вялость и апатию сменят порыв и энергия».

    Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. "Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным", - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант И. Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А. В. Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой парной бане.

Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: "Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды". Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Проблемам закаливания посвящены специальные  работы русских ученых и врачей. Ученик М. В. Ломоносова С. Г. Зыбелин выступил в 1773 г. в Московском университете с докладом "Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней". Чуть раньше академик А. П. Протасов представил Российской Академии наук два доклада: "О физическом воспитании детей" и "О необходимости движения для сохранения здоровья", в которых также рассматривал вопросы закаливания. Известные деятели медицины М. Я. Мудров и К. И. Грум указывали, что закаливание холодом является важным средством профилактики заболеваний. Они рекомендовали широко использовать купание в прохладной и холодной воде, холодные обтирания, душ, воздушные ванны. К. И. Грум составил правила для наружного употребления воды, предложил примерный температурный режим для ванн нарзана или с добавлением в обычную воду соли. Он отмечал, что холодные ванны - это не только важное профилактическое, но и лечебное средство в борьбе с самыми разными заболеваниями.

На необходимость  закаливания постоянно указывали  видные деятели русской науки, медицины и просвещения - Н. И. Пирогов, В. М. Бехтерев, К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, И. П. Павлов. Их исследования и научные труды лежат в основе современных представлений о физических воздействиях закаливающих процедур на организм. В сочетании с физическими упражнениями при соблюдении гигиенических условий и рационального режима жизни закаливание составляет единый процесс физического воспитания.

   В нашей стране особо важное значение, имеет закаливание к холоду, поскольку почти две трети территории Советского Союза расположены в суровых климатических условиях. Большие успехи в развитии науки и техники могут создать иллюзию независимости человека от климата. Но это не так. Современный человек по-прежнему является частью природы, и с этим приходится считаться. Самым эффективным, если не единственным, средством повышения устойчивости организма к внешним факторам остается закаливание, особенно к холоду. Закалять свой организм можно в любом возрасте. Начинать борьбу за свое здоровье никогда не поздно. Но наиболее эффективна эта процедура, начатая в детстве. Она является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка.  
  В литературе описан положительный опыт закаливания детей в семье, детских садах, школе, то есть там, где они находятся значительное время суток. Так, в семье ленинградцев Тепляковых семеро детей. Для их закаливания родители в любую погоду применяют воздушные ванны, контрастные водные процедуры, занятия плаванием в сочетании с разнообразными физическими упражнениями. Дети всегда здоровы, жизнерадостны.  
   Опыт оздоровительных групп, организованных в детских садах № 106 и 117 города Горького для часто болеющих детей, убедительно показал, что склонность к респираторным заболеваниям можно преодолеть. За год пребывания в такой группе ребенок получает то, на что не хватало терпения, а иногда знаний или умения у матерей: с ними занимаются физкультурой, ежедневно проводят закаливающие процедуры, длительные прогулки на свежем воздухе. Все эти меры за один только год позволили снизить заболеваемость детей почти вдвое.  
   В московской школе-интернате № 19 все учащиеся одного из классов ежедневно обтирались прохладной водой. Жилые и классные помещения в любое время года систематически и подолгу проветривались. За три года наблюдений среди этих ребят не было отмечено ни одного случая простудных заболеваний. Во время вспышки гриппа, охватившей, почти всех учеников школы, в этом классе болели только двое и притом в легкой форме.  
   Приведенные примеры свидетельствуют об огромных возможностях закаливающих процедур, которые, несмотря на свою простоту (например, проветривание, одевание по погоде), используются далеко не полностью. Ведь речь идет о здоровье детей, а значит, самочувствии, настроении и работоспособности их родителей. Это делает закаливание социально значимым явлением, возводит в ранг важной государственной задачи.
 
 

2.О механизме  закаливания.

     Одним из важных факторов внешней среды, в которой живет человек, является ее температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Способность к поддержке теплового баланса усиливается и достигает высокой надежности системой закаливания.

  Закаливание — комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, повышенной влажности, пониженного атмосферного давления и др.).

  И.П. Павлов писал, что организм может  существовать только до тех пор, пока он в каждый момент уравновешивается с окружающими условиями. Как только это равновесие серьезно нарушается, он перестает существовать.

  В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая в конечном итоге превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. Процессы теплообразования и теплоотдачи регулируются системой терморегуляции в пределах ее восстановительных возможностей. Под терморегуляцией понимается совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание на определенном уровне относительно постоянной температуры тела человека и теплокровных животных.

Механизм  терморегуляции начинает автоматически  действовать, когда температура  внешней среды отличается от температуры тела. В систему терморегуляции человека природа заложила большие возможности, что позволяет ему переносить значительные колебания температуры внешней среды без ущерба для здоровья. Нарушение терморегуляции приводит к заболеваниям, а если каким-либо способом полностью прекратить теплоотдачу, то через 4-5 часов человек погибает от перегрева.

  В процессах терморегуляции ведущая  роль принадлежит центральной нервной системе, которая реагирует на различные раздражители внешней среды и управляет всей деятельностью организма. Все сигналы об изменениях температуры воспринимаются нервными окончаниями (рецепторами), кожных покровов, и передаются по чувствительным нервным волокнам в головной мозг, откуда затем поступают «команды» к сосудам, мышцам, сердцу, легким, печени, почкам и другим внутренним органам, участвующим в выработке и расходе тепловой энергии. Ни один орган тела не остается безразличным к тем воздействиям внешней среды, влияние которых прежде всего воспринимается терморецепторами.

Информация о работе История развития и физиологическая сущность закаливания