История развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:16, реферат

Описание

В английском языке оно, видимо, происходит от слова educe - выявлять, проявлять, делать явным.
Что именно имелось в виду? Почему деятельность по передаче информации новым людям - так странно названа, не «загрузка», «передача», «наполнение», а выявление чего-то, что очевидно уже есть в человеке?
В русском языке аналог этого слова - «образование» появилось, вероятно, в конце эпохи Возрождения - начале эпохи Просвещения, когда к нам от Петра I и его последователей стала насильно и массово проникать западная схоластическая мысль — тогда еще не совсем безбожная, но уже значительно утратившая дух христианства.

Содержание

Введение__________________________________________________________________________2


Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития _______3


Этапы развития образования на разных стадиях развития общества ________________________6


Современные противоречия образования и пути их преодоления __________________________10


Тенденции развития образования _____________________________________________________13


6. Справка: смысл и историчность образования по-христиански ______________________________14

7. Выводы____________________________________________________________________________19

8. Литература________________________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Реферат История развития образования.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание: 

  1. Введение__________________________________________________________________________2
 
 
  1. Сущность  образования как социального  института. Источники и факторы  его развития _______3
 
 
  1. Этапы развития образования на разных стадиях развития общества ________________________6
 
 
  1. Современные противоречия образования и пути их преодоления __________________________10
 
 
  1. Тенденции развития образования _____________________________________________________13
 
 

    6.   Справка:  смысл и историчность образования  по-христиански ______________________________14 
     

    7.   Выводы____________________________________________________________________________19 
     

      8.   Литература__________________________________________________________________________20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

v 3.3 :-)

1. Введение 
 
 

  «Образование» — слово говорящее.  

  В английском языке оно, видимо, происходит от слова educe - выявлять, проявлять, делать явным.

Что именно имелось  в виду? Почему деятельность по передаче информации новым людям - так странно названа, не «загрузка», «передача», «наполнение», а выявление чего-то, что очевидно уже есть в человеке? 

  В русском языке аналог этого слова - «образование» появилось, вероятно, в конце эпохи Возрождения - начале эпохи Просвещения, когда к нам от Петра I и его последователей стала насильно и массово проникать западная схоластическая мысль — тогда еще не совсем безбожная, но уже значительно утратившая дух христианства.

  Поэтому, видимо, и слово «образование» - чисто христианское, и даже более узко - православно-христианское, тогда  понадобилось русским людям для того, чтобы «обозначить» очевидную ранее, успешно проводившуюся до этого более 700 лет деятельность - окормление (направление)  и научение - «по-научному», по-западному. 

  Первоначально, очевидно, предполагалось, что «образовать» человека — значит  проявить в нем какой-то или чей-то образ, то есть вырастить его так, чтобы он стал близок, родствен чему-то или кому-то; чтобы стал похож на того, чей образ ему передали; чтобы влился в общество аналогичных образов. 

  Чей же образ имелся в виду? Ответ очевиден - образ Божий. 

  Но сегодня слово это употребляется обычно в совершенно иных значениях, что будет подробно рассматриваться далее.

  Тема этого реферата - очень специфична, как по причине дрейфа понятий за прошедшие века, так и по причине неформализуемости объекта и предмета данной области знаний. В самом деле, определить точно значения слов «знание», «информация», «образованность», «воспитание» и т.д. - не представляется возможным, так как у светского человечества ныне нет единого ориентира и эталона для всего, что касается сознания  и «второй сигнальной системы» человека. Каждый педагог сегодня понимает все базовые понятия по-своему, и коррелируют они между собой далеко не во всем.

  Не зря многие педагоги-ученые, например В. Сластенин и И. Исаев, начинают свой труд  («Педагогика» (18)) не как принято для обычных учебников (с определения объекта и предмета науки), но... со сказки про недоказуемые наукой,  гипотетические, неисторические события: «В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена....» (18); а основные понятия педагогики начинают объяснять аж в пятой главе. Педагогика - наука или искусство? И это спорная тема. 

  Не менее удивительно широкое использование трудов сугубо конфессионально настроенного христианского еретика Яна Амоса Коменского в православной стране. Он положил свою жизнь на реформацию конфессиональной, католической школы, но у нас этого никто не понимает!

  Православие же никогда не имело схоластического образа мыслей, против которого боролся Коменский. Также нам чуждо и протестантское сознание, что показывает крайне малое количество протестантов в стране, несмотря на их массированную деятельность в недавнем прошлом.

  У нас своя тысячелетняя - от греческих православных монахов Кирилла и Мефодия - школа, своя педагогическая традиция, наше массовое сознание резко отличается от западноевропейского. Это не учитывается нынешними историками и педагогами.

 

  Также прискорбен факт явного насилия над историческими фактами у современных историков и педагогов: обычно они хором утверждают, что самые научно достоверные материалы (русские и греческие монастырские летописи, Библия) - ложны, а совершенно не имеющие фактического подтверждения философские системы Дарвина-Ленина (труд создал человека), гуманистов эпохи Просвещения (свободная личность без Бога), Штайнера (антропософия) - истинны.

 

  Поразительным выглядит и факт глухого замалчивания историками и педагогами большой эпохи в жизни человечества, очевидно весьма значимой для него - эпохи от Рождества Христова до эпохи Возрождения.

 

  Попробуем разобрать нашу тему с учетом всего этого.  

2. Сущность образования  как социального  института.

Источники и факторы его  развития. 
 

  Обычно современные нам педагоги разделяют образование на две  отрасли или части: обучение (подготовка к жизни в обществе людей) и воспитание (введение в эту жизнь) (1). Некоторые педагоги понимают обучение как «закачку знаний» в ребенка, а воспитание - как управляемую практику их использования. Другие - как передачу, соответственно, формального и практического знания. Части эти неразрывно связаны, поэтому здесь можно рассматривать образование как единую разноплановую деятельность. 

  Социальную сущность этой деятельности современное светское общество определяет чаще всего в подобном ключе: (18) «Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.» Здесь лишь заметим, что ни в одной стране образование в принципе не может «объять всех без исключения», обязательно найдутся маргиналы. 

 Как утверждают другие современные педагоги, в частности (1),   

  «с точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям». Для образовываемого ребенка - это «средство развития его личности»

 Если следовать этим и аналогичным высказываниям, то светское образование, как социальный институт, определяется следующими признаками: 

1. Это система  изменения отдельных людей - обществом  людей;

2. Занимаются  изменением специально обученные  люди;

3. Целью изменений  (сегодня) является встраивание  новых, молодых смертных людей  в общество более опытных смертных людей  наилучшим, с точки зрения старших смертных, способом - и передача им накопленного опыта;

4. Изменения  производятся на базе знаний  предыдущих умерших поколений  людей;

5. У системы  имеются эталоны (идеалы) результатов  работы, образы наибольшего «блага», «добра»;

6. Эти эталоны/идеалы  изменчивы;

7. Цель, средства, результаты системы образования  также изменчивы и непредсказуемы.

8. Онтологического,  окончательного смысла эта система  не имеет. 

  С подобной позиции, к системам (подсистемам) образования следует фактически причислить и локальные системы, например, «блатную» тюремную; молодежные субкультуры, в частности панков, байкеров, рокеров, эмо (у перечисленных, что бы там ни говорили, в основе занимаются трансляцией «своей» культуры тоже отдельные лидеры, центральные фигуры, кумиры); политические системы фашизма и коммунизма; религиозные системы шаманизма, язычества, антропософии, сектантских церквей. 

 Удивительно, но факт: желаемый образ каждого встраиваемого в общество человека («гармонично развитая личность») может в подобных определениях содержать совершенно противоположный смысл, например «идеальный ариец», «зоновский авторитет», «русский интеллигент», ведь общество в историческом плане совершенно нестабильно, и главные ценности и идеалы цивилизации «в целом», увы, постоянно диаметрально меняются от фашизма к плюрализму и обратно. То это египетское статичное величие и поклонение человеку-богу, то римский циничный юридизм и античная неумеренность во всем плотском, то католическая мания огнем и мечом насаждать всем любовь, то протестантская страсть все сводить к лозунгам, механике и экономике (материальным благам), то нынешняя эйфорическая тенденция объединиться для всеобщего благоденствия.

  И во все времена у почти всех народов Европы, Африки, Северной Америки и Ближнего Востока - одно общее занятие на всех: убивать врагов, порабощать, захватывать. Пытаться стать владыками!

Исключениями  из этого правила стал  по мере духовного роста (начиная примерно с 1500 лет до Р.Х) только один, Богом избранный народ иудейский, а затем христианский, точнее лишь одна его часть - православные христиане. Не «называющие себя православными» (около 70% от общего количества в православных странах), а воцерковленные православные (в среднем 1-2 %). 

 С точки зрения автора, христианского педагога, система образования может содержать кардинально другие признаки: 

1. Это система  изменения отдельных людей - их  Творцом, с помощью других людей;

2. Занимаются  изменением родители, восприемники (крестные), прихожане, служители Церкви, т.е. большая часть общества;

2. Целью изменения  всегда является подготовка новых,  молодых потенциально бессмертных  людей к обществу фактически  бессмертных людей наилучшим,  со слов общего Отца, способом;

3. Изменения  производятся на базе незыблемых знаний от вечной Личности;

4. У системы  имеются эталоны (идеалы) результатов  работы, образы наибольшего «блага»,  «добра»;

5. Эти эталоны/идеалы  неизменны и фундаментальны;

6. Цель, средства, результаты системы образования  также вечно неизменны.

7. Онтологический смысл эта система имеет в возведении людей к последующей жизни с Богом. 

  Такая позиция совпадает, например, с педагогической системой К.Д. Ушинского, который вполне в русском стиле смог сочетать неизбежные западные протестантские тенденции «научного» усложнения и обмирщения всей жизни с глубинной жаждой Бога во всех наших душах. Также эта позиция совпадает с письмами (посланиями) учеников самого Бога всем  принявшим Его (19). Еще она совпадает с педагогической системой нынешних православных организаций, не изменяющейся особо уже 2000 лет. 

  Вся история образования неразрывно связана с историей всего человеческого общества. Это естественно; и естественно так же и взаимовлияние одного на другое: общество «учредило» систему образования, чтобы таковое выполняло некий заказ этого общества; образование же, как институт, заказ не только выполняло, но и корректировало в соответствии со своими взглядами на необходимый конечный результат своей работы — на образованного человека. Это в свою очередь впоследствии меняло и общество... «что посеешь — то и пожнешь», как вкратце выразил народ суть известной притчи Иисуса Христа о пшенице и плевелах.

  Очень впечатляет динамика процесса: если за тысячелетия система образования менялась весьма слабо, то в последнее время — изменения в системе образования все более приобретают какой-то судорожный, лихорадочный характер. Неоднократно за последние десятилетия менялась вся парадигма светского образования, не говоря уже о его способах и методах. 

Информация о работе История развития образования