История социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:36, практическая работа

Описание

Работа содержит таблицу известных личностей:
В. Мономах (1053-1125) - Русь, Переяслав-Южный - “Поучение детям” - Особое внимание уделял образованию и нравственности. Князь давал наставления трудиться, творить добро, всегда ответственно исполнять свой долг, не полагаясь во всем на слуг и воевод. Морально-педагогические идеи Мономаха имели ярко выраженный социально-политический смысл. Главная идея по воспитанию детей было соблюдения режима, предупреждения такого нравственного порока, как лень. Особенно большое внимание Мономах уделял бесстрашию, патриотизму, чести.

Работа состоит из  1 файл

tablitsa_po_istorii_sots_pedagogiki.docx

— 68.87 Кб (Скачать документ)

Ф.И О

Страна, город и годы жизни

Основные труды

Основные идеи

Теоритические и практические вклады в соц. культуру.

В. Мономах

1053-1125

Русь, Переяслав-Южный 

“Поучение детям” 
 

Особое внимание уделял образованию и нравственности. Князь давал наставления  трудиться, творить добро, всегда ответственно исполнять свой долг, не полагаясь во всем на слуг и воевод. Морально-педагогические идеи Мономаха имели ярко выраженный социально-политический смысл. Главная идея по воспитанию детей было соблюдения режима, предупреждения такого нравственного порока, как лень. Особенно большое внимание Мономах уделял бесстрашию, патриотизму, чести.

Владимир Мономах вошел в русскую  историю  как государственный  деятель и полководец,  еще  и как писатель и мыслитель. Он является автором знаменитого "Поучения" — выдающегося памятника древнерусской  литературы и общественной мысли, а  также письма князю Олегу Черниговскому  Он выдвигал задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве.

Н. Пирогов

1810-1881

Россия 

“Вопросы жизни” 
 
“Дневник старого врача”

 

Пирогов полагает, что без  решения вопроса о смысле человеческого  бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение данной проблеме и пытается разрешить ее.

 

Выдвинул  основные идеи о содержании, целях, задачах воспитания в свете представлений о человеке. Выдающийся реформатор медицинского образования и виднейший теоретик в области педагогики. по пластическим операциям на лице он  был новатором в  области хирургии. Все свои силы, свои огромные познания, приобретенные упорным целенаправленным трудом, Пирогов отдал Родине. Н.Пирогов  также является основоположником обезболивания в России и автором новых способов ингаляционного и неингаляционного наркоза - эндотрахеального, внутривенного, прямокишечного.

В. Белинский

1811-1848

Свеаборг, Великое княжество Финляндское 

“О воспитании детей”

В центре педагогических взглядов Б. - проблема личности, индивидуальности со своим миром страстей, чувств, стремлений. Главная задача нравственного воспитания по Б., - развитие в детях чувства собственного достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду других качеств человека - борца за новый общественный строй, народное счастье.

В начале 40-х гг. приходит к идеям революционно-демократической педагогики, став одним из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия и народности», считал возможным покончить с ней, только ликвидировав крепостнический строй. Официальным целям воспитания, школьной муштре противопоставлял идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола.

Н. Добролюбов

1836-1861

Нижний Новгород, Российская империя 

 “О значении авторитета в воспитании” 
 
“Основные законы воспитания” 
 
“Учитель должен служить идеалом”

 

Воспитание патриота и  высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне  развитого человека. Развивать принципиальность, правильно и возможно более полно  развивать «личную самостоятельность  ребенка и всех духовных сил его  натуры»; — воспитывать единство мыслей, слов, действий.

 

Добролюбов сформулировал  основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять  официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. Разработал учение о содержании и методике учебной  и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли  учащихся.

К. Ушинский

1824-1870

Тула, Россия  

“Труд в его психическом и воспитательном значении” 

“О первоначальном преподавании русского языка  ” 

“Вопросы о народных школах”

 

Учение о  содержании  школьного  обучения,  проблемы  соотношения  науки  и

учебного предмета. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

 

К.Д. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России, основоположником начальной народной школы . .Ушинский по сути постулировал неразрывность целей формального и материального образования. Решал и проблемы содержания образования .Стремился осмыслить, опираясь на достижения психологии, механизм умственного развития ребенка, использовать его врожденные стремления к активной деятельности .Утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Л. Толстой

1828-1910

Ясная Поляна, 
Тульская губерния 

 

“Мысли о воспитании” 

“Исповедь”

 

Организация учебной деятельности в плане постижения единства и  взаимосвязи всего живого; создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви  к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира; создание педагогической системы.

 

Лев Толстой оставил после  себя не только огромное творческое наследие, но и новое религиозное направление  – «толстовство», последователи  которого есть и сейчас. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения.

П. Лесгафт

Санкт-Петербург, Российская империя. 
1837-1909

“Семейное воспитание ребенка и его  значение”

 

Сущность воспитания и  его место в целостной структуре  образовательного процесса. Все педагогические явления и теоретические положения  он рассматривал с позиций антропологизма

 

Создатель стройной научной системы физического  образования в нашей стране, Создал Биологическую лабораторию. Он была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук добился открытия при Биологической лаборатории. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики. Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского медицинского образования

И. Бецкой

Стокгольм 
1704-1795

“Генеральное учреждение о воспитании” 
 
“Краткое наставление …” 
 
“Генеральный план императорского воспитательного дома”

 

Преимущество нравственному воспитанию перед умственным. Главное его средство - удаление всего порочного от ребенка, так как сама добродетель есть не что иное, как полезные и добрые дела, совершаемые нами для самих себя и для близких. 1. Не делай другим того, чего себе не желаешь. 2. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. 3. Не делай зла и не досаждай никому. 4. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 5. Не лги. 6. Никогда не будь празден.

 

Бецкой славил иполитико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, "третий чин людей". Сформулировал понятие воспитания, которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу. Был инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

В. Вахтеров

Арзамас 
1853-1924

“Основы новой педагогики” 

“Мир в рассказах детей” 

“Русский букварь”

 

Основными воспитательными  идеями ученого являются признание личности человека высшей ценностью, способной к творческому развитию, раскрытию своего потенциала, к гармоничному развитию ума, нравственных чувств и силы воли.

Формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Педагогическое наследие и педагогическая концепция.

 

Внес значительный вклад  в педагогическую теорию и практику. Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, явился основоположником известной педагогической концепции, которая получила название "Эволюционная педагогика" .Он обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Один из основателей всеобщего начального образования.

П. Каптерев

с. Клёнов, Московская область 
1849-1922

“Педагогический процесс” 

“Новая русская педагогика”

 

Общей  идеей педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Проводит чёткую грань между общим и специальным образованием.

 

Он разработал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией  была создана первая в России «Энциклопедия  семейного воспитания и обучения». С именем Каптерева связаны подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда в начале 1912г. вокруг редакции журнала “Воспитание и обучение”

К. Вентцель

Санкт-Петербург, Россия 
1857-1947

“Этика и педагогика творческой личности” 

“Декларация прав ребенка” 
 
“Дом свободного ребенка” 
 
“Новые пути воспитания и образования детей”

 

 

Двигался от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития .Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

 

Обосновал принцип автономии  школы от государства, позволяющий  организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное  учреждение. Отстаивал право самоопределения  ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Обосновал необходимость разработки космической педагогики .Под его руководством был открыт “Дом свободного ребенка”

С. Шацкий

село Воронино, Смоленская область 
1878-1934

“Школа ля детей и дети для школы”

 

Он хочет  всемерно развивать  у учащихся интерес к учению., физическое развитие, искусство, умственную  жизнь, социальную жизнь, игры и физический труд  и вопросы всестороннего развития ребенка. Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников.

 

Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.Шацкий — родоначальник русской и советской дошкольной педагогики .Сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды.

В. Сорока- Росинский

Новгород-Северский Черниговской обл. 
1882-1960

“Детский дом: от принудительства к добровольничеству”

 

Основные идеи национального  воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитания на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника Ппридавал большое значение, ещё в работе "Психология и самовоспитание"

 

Теоретически обосновал  и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Исследовал проблемы создания рус. школы как нац. Феномена .Занимался вопросами методики преподавания рус. яз. и лит-ры, изучением рус. яз. в нерус. Школе. Выработал и сформулировал принципы новой педагогики коллектива: самодеятельность, самоуправление, учеба как творческий труд и др. Свой опыт описал в незаконченной работе «Школа им. Достоевского».

П. Блонский

Киев, Россия 
1884-1941

“Задачи и методы новой российской школы” 
 
«Трудовая школа»

 
«Психологические очерки»

 
«Память и мышление»

 
«Развитие мышления школьника»

 

Блонский рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями, проблемы, смежные для педагогики и психологии. Одной из главных идей было  регулировать различные виды деятельности младших школьников.

 

П. П. Блонский - автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Он первым в советской психологии осуществил экспериментальное исследование процесса понимания и наметил правильный путь изучения этой проблемы в целом. Дал подробный анализ мышления учащихся в плане логики. Занимаясь практикой обучения и воспитания, смог соотнести успехи наук о поведении (идеи Павлова и Бехтерева) с тенденциями развития мировой философско-психологической мысли.

С. Гессен

Усть-Сысольск 
1887-1950

“Философия наказания” 

“Что такое трудовая школа”

 

“Основы педагогики”

 

“Введение в прикладную философию”

.

Идея единства национального  и общечеловеческого (по И. С. Гессену  — «сверхнационального») была одной из стержневых идей его педагогической концепции, как и общей его социальной позиции .Гессен в своей философской антропологии и педагогической концепции (педагогика – «прикладная философия») стремился связать принципы «критической» гносеологии с определенной онтологической системой.

 

Он был одним из инициаторов  издания, а затем и одним из редакторов журнала «Русская школа  за рубежом», выходившем в Праге. С. И. Гессен был также одним из активных организаторов и участников педагогических съездов русской эмиграции 20-х годов.

А. Макаренко

Белополье, Харьковская губерния 
1888-1939

“Педагогическая поэма” 

“Лекция для родителей” 
 
“Методика организации воспитательного процесса”

 

Считал главное идеей  воспитание коллектива. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива.. Педагогическая идея Макаренко зиждилась на возвышении личности. Осуществляя свою педагогическую концепцию, в колонии, а затем и в трудовой коммуне Макаренко устанавливал достаточно жесткий, несколько военизированный распорядок жизни для подростков, где лидеры назывались не иначе как командирами .Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель.

 

Самая большая заслуга  Макаренко заключается в том, что он смог связать гуманистические  принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его  членовА.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Создавал альтернативную общественную структуру.  Макаренко написал лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании

В. Сухомлинский

село Васильевка, 
Александрийский уезд, 
1918-1970

“О воспитании”

 
“ Сердце отдаю детям” 
 
“Мудрая власть коллектива ” 
 
“Сто советов учителю”

 

Трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

 

Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики. Он создал оригинальную целостную  педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Главный смысл всей своей жизни Василий Александрович Сухомлинский выразил одной фразой: «Сердце отдаю детям».

В. Розанов

Ветлуга, Костромская губерния, 
 Российская империя 
1856-1919

“Сумерки просвещения” 

“Семейный вопрос в России”

 

Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими. Выбрать (по возможности) школу поменьше. Стремиться к созданию таких учебных программ, гибкость которых позволила бы ребенку  заниматься любимым без ущерба для  его комфортности в деле обучения. Сохранить индивидуальность ученика можно лишь уважая посильные ритмы его работы, колеблющиеся по многим причинам.

 

Творчество Розанова повлияло на развитие отечественной литературы, его мощное влияние ощущается  в книгах: Мариенгофа «Это вам, потомки!» и «Записки сорокалетнего мужчины»; Олеши «Ни дня без строчки»; катаевских «Кубик», «Трава забвения», «Святой колодец», некоторых текстах Астафьева, Солоухина, Бондарева

Л. Выготский

Орша, Российская империя 
1896-1934

“Педология  школьного возраста”

 

Анализ, расчленяющий исследуемый объект — речевое мышление — не на элементы, а на единицы. Единица — минимальная часть целого, обладающая всеми основными его свойствами. Такой единицей речевого мышления является значение слова.

 

Выготский по-новому решил  проблему локализации высших психических  функций как структурных единиц деятельности мозга. исследовал процесс усвоения детьми новых знаний и умений, и его теорией очень заинтересовались педагоги на Западе

Н. Чернышевский

Саратов, 
Российская империя 
1828-1889

“Что делать?” 

“Антропологический принцип философии”

 

Состояние образования и  школы.

Обучение и воспитание (его задачи и содержание).

О методах обучения и воспитания. Дисциплина учащихся.

Значение педагогической теории 

 

 

Педагогическое наследие  Н.  Г.  Чернышевского  -  ценный  вклад  в

золотой  фонд  передовой  русской  и  мировой   педагогики.   По   своей

политической остроте, свежести мысли, научной  глубине  и  революционно-

демократической направленности оно стояло на  самой  высокой  ступени  в

домарксистский период в  истории педагогики. Николай Гаврилович тем не менее высказывал настоящие революционные идеи как в искусстве, так и в общественной жизни и экономике.

М. Монтень

Сен-Мишель-де-Монтень, Франция 
1533-1592

“Опыты”

 

Его главная идея состояла в том, что человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием. Признает  эгоизм главной причиной человеческих действий. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям.

 

В своих трудах он положили начало таким педагогическим принципам, как идея нравственного воспитания и многим другим. Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения , один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий. он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу .

Я. А Коменский 

Нивница, Чехия 
1592-1670

“Великая дидактика”

 

Ян Коменский хотел  «учить всех всему». Его педагогические идеи рассредоточены по значительному числу произведений. Считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Стремиться оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, дать свое определение учителю, который, в его понимании, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

 

Он положили начало педагогическому  принципу природосообразности. 
Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Коменский разработал единую школьную систему. Разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную . К. вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). К. изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки.

Д. Локк

Рингтон, Сомерсет, Англия 
1632-1704

“Мысли о воспитании”

 

Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. .В обучении нужно опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

 

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме  и рационализме.  Оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и в особенности на французских материалистов 18 в. Джон Локк является первым современным мыслителем.

Ж. Ж. Руссо

Женева 
1712-1778

“Эмиль, или о воспитании”

 

«Исповедь».

 

«Новая Элоиза» (роман).

 

«Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

 

Человек от рождения добр и  готов к счастью, он наделен природными задатками. Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель. Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого Свобода есть условие естественного воспитания. Существование людей должно поддерживаться личным трудом. Без труда не может быть нормальной человеческой жизни. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Придавал большое значение направляющей роли воспитателя.

 

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал  естественное состояние всеобщего  равенства и свободы людей, разрушенное  введением частной собственности. Творчество Руссо сыграло роль идеолога в подготовке Французской революции, разразившейся вскоре после его кончины. Руссо предлагает модель отрицательного воспитания. Занимал важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовке французской революции 1789 года.

И.Г.Песталоцци

Цюрих, Швейцария 
1746-1827

“Лингард и Гертруда”

 

“Книга для матерей”

 

Считал, что воспитание должно быть природосообразным, особое значение он придавал образованию и воспитанию крест. детей. Выделил основные идеи педагогической концепции: .Умственное образование Физическое воспитание. Трудовое воспитание. Нравственное и религиозное воспитание .Религиозное воспитание Развивающее воспитывающее обучение

 

Он разработал методику первоначального  обучения детей счету, измерению  и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.  
.Педагогическая деятельность П., разработанная им теория элементарного образования оказали огромное влияние на развитие начальной (народной) школы. Его идеи были идеологич. оружием прогрессивной педагогики своего времени.

А. Дистервег

Зиген 
1790-1866

“Руководство к образованию немецких учителей”

 

Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей.

 

Д. разработал дидактику  развивающего обучения, сформулировав  её основные требования в виде 33 законов  и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения. Педагогические идеи Д., его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами.

Р. Оуэн

Ньютаун, Уэльс 
1771-1858

“Новый взгляд на общество или опыты о формировании характера”

 

Его основная идея принадлежала воспитательной работе, развитию “духа  общественности” Воспитания в формировании у детей с самых ранних лет полезного обществу “разумного характера”. Отрицал принцип свободы воли. Человек – продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека.

 

Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей  пролетариата, где воспитывал их в  духе коллективизма, прививал им трудовые навыки. Создал школы нового типа, в  которых образование, освобожденное  от религии и построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с  физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства  государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно  считать отцом той теории кризисов в промышленности,

Г.Кершенштейнер

Мюнхен, Германия 
1854-1932

“Школа будущего-школа работы ”

 

Идея соединения умственного  и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой  профессии. О т современного образования Кершенштейнер требовал, чтобы оно расширяло духовный горизонт, развивало разносторонность, гибкость и умение объяснить новую ценность.

 

Перестроил учебные планы  нар. школ Мюнхена. В них большое место отводилось математике, естествознанию и рисованию. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практич. работ, экскурсий. Реформаторские идеи К. оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 в. Они дали Значит. импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли проф. подготовки в жизни каждого ч-лена общества.

В.А. Лай

Карлсруэ, Германия 
1862-1926

“Экспериментальная  педагогика ”

 

Утверждал, что детские  интересы вырабатываются прежде всего  на основе спонтанных рефлексов .Основная идея Воздействовать на ребёнка через восприятие. Воздействовать на ребёнка через выражение. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания .Лай считал что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика – синтезировать все педагогические искания начала ХХ века.

 

Лай сформулировал тезис  о единстве в педагогическом процессе восприятия, умственной переработки  внешнего выражения или изображения  с доминирующей ролью последнего.. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания

Д .Дьюи

Бёрлингтон (Вермонт)

 

“Школа и ребенок ”

 

“Демократия и образование”

 

Цель воспитания, по теории Дьюи, - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свободного предпринимательства". Ребенок в центре образования-главная идея Дьюи. Хотел превратить каждую из «школ в зародыш общественной жизни, создать в ней активную работу, которая бы отражала бы жизнь более широкого общества и была бы проникнута насквозь духом искусства, истории и науки. Выделял три общие цели  образования: развитие в согласии с природой, социальная эффективность, приобщение к культуре.

 

Д. Дьюи отстаивал идеал общественно-активной школы, являвшейся формой социальной жизни, миниатюрным сообществом.  Выдвинул и последовательно отстаивал идеал «прогрессивного образования», как образования проявляющегося в прогрессе. Педоцентрическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.

Р. Штейнер

Кральевица, Хорватия, Австрийская империя 
1861-1925

“Сущность социального вопроса ”

 

“Путь к самопознанию человека ”

 

Мир в своей основе является неделимой цельностью, но уже наше сознание разделяет его на чувственные явления.    Идеи его основаны на синтезе идей всего предшествующего этапа развития философской, культурологической и социально-педагогической мысли не только Европы, но и всего мира, включая и наследие российских представителей различных областей научного знания.     Философской основой его практикоориентированных социально-педагогических концепций является антропософия.

 
 

 

Рудольф Штайнер заложил  основы антропософской медицины, био-динамического сельского хозяйства, концепции «трехчленности социального организма»; дал импульсы для развития эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, музыке, архитектуре. Штайнер оказал существенную помощь при основании движения за обновление религиозной жизни Общины христиан в Штутгарте. Результатом работы Штайнера в сфере искусства стали постановки четырех написанных им драм-мистерий, появление эвритмии— нового искусства движения, речеобразования и рецитации. Штейнер объясняет земное явление Христа и его миссию как центральное место в эволюции человека.

М. Монтессори

провинция Анкона, Италия 
1870-1952

“Руководство к моему методу ”

 

“ Разум ребенка”

 

Главная задача создание специальной развивающей среды в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

 

Мировую известность Мария   Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Монтессори  начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. Оpганизовала Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая  действует и поныне.

Я. Корчак

Варшава 
1878-1942

“Как любить детей ”

 

“Воспитание личности и интернета ”

 

Детство - фундамент жизни.  Стержень системы воспитания по Корчаку - это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию .Принцип любви к ребенку, Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания, Право ребёнка на уважение.

 

Впервые за всю историю  педагогики Корчак создает в 'Доме Сирот' выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Корчак придумал интереснейшие уроки по самоизгнанию лени и глупости. Литературная и научно-педагогическое наследие Корчака — весомый вклад в мировую культуру.  Его методы воспитания, направленные на воспитание полноценной личности, на выявление и развитиеврожденных талантов ребенка, на становление ребенка, как полноценной, социально-активной единицы, должны применяться и применяются сегодня.

П. Наторп

Дюссельдорф 
1854-1924

“Социальная педагогика ”

 

Наторп проводит мысль, что только идеализм - единственно правильное понимание окружающего мира. Классическим примером научного знания Наторп считает математический анализ

 

Наторп распространяет идеализм не только на гносеологию, но и на этику Идеализм - это основа этики Марбургской школы. Наторп ставит этику в зависимость от логики.

Г. Спенсер

Брайтон 
Великобритания 
1820-1903

“Воспитание умственное, нравственное, физическое ”

 

Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в  нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного при одновременном  усилении общественных связей .Хотел развивать концепцию    трансформированного реализма.  Поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом.  Педагогические идеи Спенсера были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования.

 

Герберт Спенсер является основоположником органической школы  в социологии. Спенсер внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований. Философия Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

К. Роджерс

Оук-Парк (штат Иллинойс 
1902-1987

“Взгляд на психотерапию. Становление личности ”

 

Основными категориями теории личности К. Роджерса являются феноменальное поле, самость, идеальная самость, конгруентность и неконгруентность, самоактуализация, социальные отношения, полноценно функционирующий человек. Основной задачей образования должно стать освоение продуктивных приемов мыслительной деятельности

.«клиент»  знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Идеи Роджерса о значимом обучении, роли учителя, о его взаимоотношениях с учениками положены в основу гуманизации обучения за рубежом

Научная библиотека диссертаций  и авторефератов 

 

Он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами. Роджерс сформулировал ряд условий необходимых для самоактуализации человека. Рождерс один из создателей и лидеров гуманистической психологии.Внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией»

А. Маслоу

Бруклин, Нью-Йорк 
1908-1970

“Мотивация и личность ”

 

Высшие потребности могут  направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены  его более низшие потребности. Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

 

Маслоу - один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Он привнес совершенно новые идеи для изучения характеристик человека. М. создал иерархическую модель мотивации

Э. Фромм

Франкфурт-на-Майне 
1900-1980

“Бегство от свободы ” 
“ Искусство любить” 
 
“Иметь или быть ” 

“Душа человека ”

 

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер в осмыслении нравственных проблем,пособствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью

 

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Был одним из тех кто внес большой вклад в построение гуманистической педагогики





Информация о работе История социальной педагогики