История возникновения гувернерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:18, реферат

Описание

Традиционное церковное воспитание в целом не предусматривало присутствия гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это и неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало вообще. Священники в школе и приставленные к детям "дядьки" и "няньки" в семье ставили перед собой лишь "душеспасительную" задачу, отодвигая воспитание и образование на второй план.
Домашние воспитатели того времени не имели какого-либо специального образования. Занятие воспитанием детей для этих людей не составляло их основную профессию, обычно они совмещали ее с какой-нибудь другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более они имели тесную связь с духовенством.

Содержание

Как организована работа гувернёров в дореволюционной России?
Чему и как учили гувернёры и гувернантки, порученных им детей?
Что дали иностранные гувернеры?
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Гувернерство. Рицкая.docx

— 597.39 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского  края

Краевое государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования (среднее специальное  учебное заведение) «Красноярский  педагогический колледж № 2»

Предметная (цикловая) комиссия педагогических дисциплин 
 
 
 
 

Рицкая Радалина Евгеньевна

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГУВЕРНЁРСТВА

реферат

по  учебной дисциплине: Семейная педагогика 
 
 
 
 
 

Проверила:

Логинова  Вера Сергеевна 
 

2011

  Стр.
Как организована работа гувернёров в дореволюционной России? 3
Чему  и как учили гувернёры и гувернантки, порученных им детей? 7
Что дали иностранные гувернеры? 9

Литература

10
Приложения 11

 

Познакомимся  с понятиями

    Гувернантка - воспитательница детей, приглашаемая в семью, чаще иностранка.

    Гувернёр - воспитатель детей, приглашаемый в буржуазные семьи. (Из словаря В. И. Даля) 
 

Как организована работа гувернёров в дореволюционной России? Начнем с Древней Руси.

    Традиционное  церковное воспитание в целом  не предусматривало присутствия  гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это  и неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало  вообще. Священники в школе и приставленные  к детям "дядьки" и "няньки" в семье ставили перед собой  лишь "душеспасительную" задачу, отодвигая воспитание и образование на второй план.

    Домашние  воспитатели того времени не имели  какого-либо специального образования. Занятие воспитанием детей для  этих людей не составляло их основную профессию, обычно они совмещали  ее с какой-нибудь другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более  они имели тесную связь с духовенством.

    Таким образом, внешкольное образование  наших предков до Петра носило тот же характер, что и школьное, т. е. было отмечено церковностью. Основой  всех дополнительных знаний служили  библейско-апокрифические сказания, к  ним, в конце концов, все сводилось. Но с течением времени ситуация меняется. С заступлением на престол Петра I, государство начинает более серьезно заботиться об образовании.

    Стоит отметить, что указом Петра 1725 года "поведено было учить в академии геометрии и тригонометрии, всякаго звания людей, кто пожелает, во всякия потребы - в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство". Однако с учреждением академии запрещалось учиться дома, без разрешения блюстителя и учителей академии, языкам греческому, польскому и латинскому и другим иностранным языкам, повелевалось домовых учителей не держать и детей, кроме как в академии, не учить из опасения, как бы домашние учителя, особенно иностранные и иноверные, не внесли какой-либо противности вере нашей православной, чтобы не было разногласия. Виновные в нарушении этого приказа подвергались конфискации имущества.

    Постепенно  отношение к домашним воспитателям меняется. Перейдем к либеральной  екатерининской эпохе, сменившей жесткое реформаторство Петра.

    Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью  учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей.

    Оценка  роли домашнего воспитания и важности его вполне соответствует духу екатерининской эпохи: "Первым правилом воспитатель  должен поставить себе то, чтобы  заблаговременно исследовать способности  воспитанника, смотрению его вверенного, и сообразно силам и дарованиям молодого человека размерять труды  об нем и старания. Внутренняя наклонность всегда готова раскрыться в нас; надобно токмо удачно тронуть ее" - причем индивидуальность присуща не только лицам, но и народам.

    Об  иностранном же домашнем воспитании той эпохи можно прочесть следующее: "иметь: из чужестранцев и Россиян, знающих иностранные языки, надзирателей. Они, живучи с ними (детьми), в одних покоях и будучи всегда при них неотлучно, собственным примером, ежечасным напоминанием и благоразумными советами при всех случаях стараются вкоренить в них благонравное поведение, практически обучают их к разговорам на иностранных языках, делают с ними каждый день повторения уроков, и руководствуют их в изучении всего того, что задается им от Учителей"

    В то же время был выпущен Указ, наказывающий гувернёрам и учителям-иностранцам  иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 года аттестаты выдавали также гимназии). Не имеющим аттестатов грозила высылка из страны, а их хозяевам - штраф в 100 рублей - очень немалые по тем временам деньги. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академии, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения.

    В те далекие годы гувернанток готовили специально, причем с самого детства! Для женщин с пытливым умом и добрым сердцем, вынужденных зарабатывать, эта был, быть может, единственно возможный источник существования.

    Все домашние воспитатели, учителя, наставники были объявлены служащими Министерства народного просвещения. При этом звание наставника считалось более  высоким, чем гувернёр. Гувернёры  могли пройти дополнительные испытания  и получить звание наставника. Звание наставника приравнивалось к должности  старшего преподавателя гимназии, учитывалась  выслуга лет, что давало право  на повышение оплаты труда. С 1853 года наставники и гувернёры стали  получать пенсии, хотя и довольно мизерные. 

    Специально  для подготовки гувернанток был  основан институт благородных девиц, более известный нынешнему поколению как Смольный. Женская семинария (Смольный институт) содержалась на средства императрицы. Девушек обучали истории, географии, русскому, французскому, английскому, итальянскому, немецкому языкам, а также музыке и рисованию. Девушки из средних слоев учились также кулинарному искусству (печь пироги, сбивать масло и т.д.).

    Литература  и кинематограф донесли до нас  образ типичной гувернантки того времени. Изящной и образованной, доброй и беззащитной бесприданницы, которую пытается соблазнить хозяин и обижает истеричная хозяйка. У А.С.Пушкина читаем: "Гувернантки были сноснее гувернеров: Они были женщины добрые, искренно любившие своих питомцев". Часто гувернантки относились к своим воспитанникам теплее и лучше, чем их родители, в чём проявлялась потребность одиноких женщин в любви и заботе о детях. Рассказы о тяжкой судьбе гувернанток занимают большое место в мемуарной и особенно художественной литературе. Вспомним хотя бы рассказ А.П.Чехова "Переполох" с описанием того, как гувернантку напрасно заподозрили в краже брошки, что её безмерно оскорбило. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чему  и как учили гувернёры и гувернантки, порученных им детей?

    Из  сочинений русских классиков  нам хорошо известна та важная, если не определяющая роль, которую учителя-иностранцы, и прежде всего французы, играли в домашнем образовании дворянских детей в России XVIII-XIXвв. Вместе с тем именно художественная литература сформировала в общественном сознании крайне одностороннее представление о данном феномене. Хотя фигура француза-гувернера часто присутствует в произведениях русских писателей, обычно это второстепенный персонаж, лишенный ярко выраженной индивидуальности и обрисованный, нет, скорее обозначенный несколькими беглыми, стереотипными штрихами. О том, как в действительности обстояло дело, мы, к сожалению, мало что можем узнать из научных трудов.

    Детям старались дать домашнее воспитание, вследствие этого обеспеченные родители отыскивали не просто человека, располагавшего кое-какими знаниями, а опытного педагога. Первоначально среди домашних воспитателей доминировали французы и немцы. Прежде всего, они пытались изолировать  своих питомцев от внешнего мира. Эта  тенденция была типична для педагогов XVIII-XIX веков. Она проявлялась как  в превалировании закрытых учебных  заведений, так и в попытках гувернёров основать (не всегда удачно) безукоризненную  атмосферу для воспитания в семьях, чтобы ничто не мешало осуществить  некую педагогическую методу. Несмотря на несомненные пороки, идея частичной  обособленности детей от общества представляется довольно разумной. Ведь ребёнок, оказываясь в мире взрослых, в мире малопонятных ему фактов и разговоров, либо берется  подражать, норовя стать маленьким  взрослым и тем самым теряя  свою личность, либо доставляет себе абсолютно  ложное суждение о мире взрослых. Включать детей в мир взрослых следует  исподволь и очень осмотрительно.

    Основное, чему стремились выучить своих питомцев гувернёры, - это умение трудиться. Они  стремились сделать так, чтобы их воспитанники "не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки", чтобы из ребёнка не получился "больфан" вроде главного героя "Недоросля".

    Гувернёры почти всегда много внимания уделяли  физическому развитию своих «питомцев». Но не столько для того, чтобы укрепить их здоровье, сколько приучить терпеливо, переносить трудности. 

    Конец XVIII в. - период интенсивного развития естествознания. В России изучением "естественной истории" активно занимались не только профессиональные ученые, но и многие представители высшей аристократии. Гувернеры принимали самое деятельное участие в этих изысканиях. Находясь в переписке с зарубежными  учеными и поддерживая тесные связи с российскими естествоиспытателями, они выполняли функцию одного из каналов популяризации в русском  обществе передовых достижений западноевропейской науки.

    В послереволюционное время к факторам, снижавшим интерес исследователей к изучению домашнего образования царской России, добавился еще и классовый подход. Придерживаясь его, советские историки педагогики сознательно акцентировали внимание на тех формах образования, что были доступны "трудящимся классам", и на проектах внесословной школы. Качеству домашнего обучения дворянских детей дается однозначно негативная оценка: "Среди учителей иностранцев появляется много случайных людей, не имеющих необходимого образования и опыта в обучении и воспитании детей. Даже дворянские правительства, сами зараженные преклонением перед иностранщиной, вынуждены были обращать внимание на это". 
 
 
 
 

Что дали иностранные гувернеры?

Во-первых, под  влиянием гувернеров в России появилось  несколько поколений аристократов, которые фактически были билингвистами - воспринимали и использовали как родной язык не только русский, но и французский и, как правило, английский или немецкий. В отличие от печальной беспомощности в области иностранных языков русской элиты в советскую эпоху, русская аристократическая интеллигенция позапрошлого века получала с детства возможность следить за новинками западной европейской мысли в первоисточниках, активно и на равных общаться с иностранцами на любом уровне. Не в этом ли кроются секреты особых достижений русской классической литературы, русской науки, медицины, техники в дореволюционную эпоху? И не в культурной ли изоляции от передовых стран кроется одни из причин застоя и отставания советской России в последние десятилетия XX века?

    Но  иностранные гувернеры дали русской  культуре не только языковую свободу  в общении и чтении иностранной  литературы. Иностранные гувернеры - это еще и уроки хороших  манер. В результате дети - воспитанники гувернеров- с измальства осваивали определенные навыки этикетного поведения, поведения, приучающего человека контролировать выражение эмоций в формах, приемлемых для окружающих. Когда в наше время мы страдаем от хамства наших соотечественников - этаких самодовольных невежд, то это означает, что в России: пора восстанавливать институт иностранных гувернеров. 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мария Новикова. Новый Амурский комсомолец (Благовещенск), N010 от 12/03/2004.

2. Елена Баконина. «Из истории Российского гувернёрства». Москва, 2005 г.

3. http://www.governess.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История возникновения гувернерства