Изучение государственных символов России как средство формирования бережного отношения к Родине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, выдвигают на одно из первых мест проблему готовности человека (гражданина государства) к самостоятельности и ответственному поведению в политической, экономической и культурной жизни.

Содержание

Введение
I. Государственная символика и её воспитательное значение.
1) История государственной символики.
2) Психологические особенности младшего школьника.
3) Воспитательное значение преподавания государственной символики в начальной школе.

II. Практическая часть
III. Заключение.
IV. Понятийный аппарат
V. Список литературы.
VI. Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (последняя версия).doc

— 58.54 Кб (Скачать документ)

Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь в XIX веке.

На Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные. Боевые стяги и знамена после крещения Руси в X в. были в прямом смысле слова священными.

B XVI - XVII в.в. на русских знаменах изображались святые, двуглавые орлы, солнце, звезды, единороги и др. По краям знамена имели широкую кайму, богато расписанную или расшитую серебряными или золотыми нитями. При Петре I с 1720-х годов религиозная символика на знаменах сменилась светской: на стягах стали появляться изображения кораблей,  доспехов, мечей, пальмовых ветвей, «геркулесов» и т.п.

В первой трети XVII в. белый, голубой и красный выполняли роль государственных цветов.

Первым государственным и династическим знаменем России в XVII в. можно считать белое «гербовное» (гербовое) знамя с изображением русского герба - золотого (редко черного) двуглавого орла. Гербовое знамя выносилось во время торжественных государственных и церковных церемоний. В походе оно означало присутствие царя в войске.

Гербовое знамя Петра I, «построенное» в 1696 г. по старым традициям, также имело государственные цвета - красное полотнище с белой каймой, в середине был изображен золотой орел, парящий над морем, а на груди орла в кругу -  Спаситель; вокруг знамени был выписан полный титул царя.

Красный и синий - были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубахами русских женщин. Подвенечный наряд невест был красным. Синими на Руси были небо, вода, мир.

Царь Петр не изменил ни прежних национальных цветов XVII в., ни государственного гербового знамени. С петровского времени нам известен точный порядок полос на флаге - белая, синяя, красная.

В начале Северной войны в сухопутной армии, а затем, постепенно, с 1703г. по 1712 г. и на флоте утвердился один из красивейших флагов мира - Андреевский. В конце XVII - начале XVIII вв. не менее десятилетия бело-сине-красный был боевым флагом России, как на суше, так и на море. С ним русская армия и флот пробивались к «теплому Азовскому морю».

Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский, выше - небесный, еще выше - мир божественный, или, переосмысливая сверху вниз - Вера, Надежда, Любовь.

Трехцветному флагу России в 2005 г. исполнилось 300 лет.

С 1880-х гг. в нашей стране, как и в Европе, в полной мере было осознано

значение государственных флагов. Их стали выставлять везде и в большом количестве, в том числе даже при пуске заводов, железных дорог и т. д. Бело-сине-красный флаг постепенно становился обычным украшением праздничных дней, как в русских городах, так и в деревнях

В противовес царской символике три русские революции выплеснули на улицы и баррикады не национальный, а запретный красный цвет, принятый социалистическими партиями в Европе с 1870 г.

10 июля 1918 г. Пятый Всероссийский съезд Советов принял один и тот же красный торговый, морской и военный флаг - «...торговый морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка наверху помещены золотые буквы РСФСР». Весной 1918г. над зданием Кремля впервые взвилось красное полотнище флага первой советской республики рабочих и крестьян.

8 апреля 1991 г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила  возвращение Трехцветного флага как флага республики. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Через три дня он был поднят над русской святыней - Кремлем. Так произошло третье рождение трехцветного символа Петра Великого.

в) Государственный гимн Российской Федерации.

В отличие от гербов и флагов, которые были символами государства ещё в глубокой древности, гимны как государственные символы появились сравнительно недавно. Если герб и флаг - символы «внешние», то государственный гимн всегда с тобой. Ведь если знаешь мелодию и слова, то его можно спеть в любое время.

У гимнов также глубокие исторические корни.

Первоначально слово «гимн» (греч. «Hymnos») означал любую хвалебную песнь, которая не требовала определенной поэтической или музыкальной формы.

Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времен существовали торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, ее богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле.

В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов. Ещё во времена Петра 1 и до 1780 г. появилась традиция сочинять к торжественным встречам коронованных особ, к победам в войнах и другим важным событиям «виватные кантаты», перемежавшиеся  пением «Многая лета». Это были специальные хвалебные песнопения. Но ни одна из этих песен так и не стала гимном государства.

 

В 1816 г. Александр I утвердил первый официальный гимн России на мелодию британского гимна со словами В. А. Жуковского. Гимн получил название «Молитва русских». Текст был коротким и достаточно простым.

Второй официальный гимн России связан с именем композитора
Р. Ф. Львова. Слова вновь написал В. А. Жуковский. А свое название гимн получил по первой строке текста «Боже, царя храни». Первое публичное исполнение гимна состоялось в начале декабря 1833 г. в московском Большом театре, затем чуть позже на торжественной церемонии в Зимнем дворце Пе­тербурга. По воспоминаниям современников гимн произвел колоссальное впечатление и вскоре завоевал славу одного из самых красивых и величественных гимнов в мире. При этом он был и самым кратким - 6 строк текста и 16 тактов мелодии:

С гимном «Боже, царя храни» российская империя жила вплоть до революции 1917 г., из-за смены власти полностью изменились и текст, и музыка, т.к. они прославляли самодержавие.

В марте 1917 г. последний гимн императорской России сменила мелодия «Русской Марсельезы».

Одновременно появляется идея использования в качестве гимна «Интернационал» французского социалиста П.Дегейтера. Началось соперничество двух гимнов.

10 января 1918 г. на III съезде Советов «Интернационал» был исполнен как гимн Советского Союза и оставался им до 1944г.

1 января 1944г. во время Великой Отечественной войны впервые прозвучал по радио новый государственный гимн СССР, созданный на музыку А. В. Александрова, слова сочинил С. В. Михалков и Г.Эль-Регистан.
С  1956 г. Государственный гимн СССР исполнялся без слов, в которых наряду с прославлением России и её  народа прославляли И.В.Сталина, культ личности которого  как раз  в тот период был осужден. И только в 1977 г. пё47  оэт
С. Михалков по просьбе руководителей государства внёс изменения в текст гимна и гимн вновь стали исполнять со словами.

В 1991 г. в стране изменилась политическая власть, и гимн СССР стал неактуален.

В 1991 г. По указу первого Президента России Б.Н.Ельцина гимном России была объявлена «Патриотическая песнь», написанная композитором М.И.Глинкой  ещё в 1834 г. «Патриотическая песнь» оставалась гимном России до 2001 г.

История символов нашего государства корнями уходит в глубокую древность. Не зная символику, человек не может чувствовать себя гражданином великой страны, все больше отчуждаясь от неё. Ведь государство без герба – государство без лица, государство без гимна и флага – государство без души.

В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов.

В итоге мы пришли к выводу, что основные государственные символы это герб, гимн, флаг. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Каждый человек, который считает себя гражданином, должен знать историю своей страны и гордиться её прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные  символы величия и могущества России достались  нам от наших предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от каждого из нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Психологические особенности младшего школьника.

Привитие таких качеств как гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций  играют огромную роль в становлении  личности ребенка.

Личность- это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его тип, определяющий повседневное поведение и связь с обществом и природой, становление его самосознания. Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Младший школьный возраст- важный период в жизни ребенка, когда  они усваивают и усовершенствуют различные навыки и умения, время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач. Именно в этом возрасте мозг демонстрирует начальное резкое ускорение роста и к концу периода достигает размера мозга взрослого человека. Мышление  ребенка данной возрастной группы существенно отличается от мышления 5-летнего ребенка. Это различие обусловлено не только большим объемом накапливаемых знаний, но и различием в способах мышления, обработки информации. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи. Особенности детского мышления по теории Ж.Пиаже (стадия конкретных операций):

-гибкость;

-обратимость;

-выход за пределы «здесь и сейчас»;

-многомерность;

-меньшая эгоцентричность;

- способность делать логические выводы (умозаключения);

-поиск причинно-следственных связей.

В отличие от детей, находящихся на дооперациональной стадии, дети, достигшие уровня конкретных операций, уже способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут.

Кроме вышеназванных изменений в развитии, в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

С поступлением в школу начинается перестройка всех  познавательных процессов ребенка. Общими характеристиками  всех познавательных процессов должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

На уроках ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать  и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель. Поэтому, учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Далее, чтобы процесс обучения становился интересным и не представлял слишком большого труда для ребенка (поскольку дети приходят в школу по-разному подготовленными), возникает необходимость психологического выравнивания с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.Проблемой этого возрастного периода является то, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдержанности эмоций и регуляции двигательной активности. Поскольку в начальных классах это умеют делать далеко не все, то дети быстро утомляются и устают.

Познавательное развитие детей младшего школьного возраста  характеризует то, что закрепляются и развиваются далее  основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Восприятие становится  продуктивным. Внимание становится произвольным, хотя еще и легко переключается. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного  внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшее внимание, особенно интересны. Продолжается развитие памяти, особенно механической и особенно первые три-четыре года обучения в школе.

Учителя при обучении детей младшего школьного возраста слишком часто прибегают к рассказу вместо показа. Это, как правило, приводит к тому, что многие излагаемые ими темы вырываются из контекста реальной жизни. Они сообщают детям правила и факты для механического запоминания, не вызывая желания разобраться в них. Ученик  остается с обременительным багажом сухих цифр и принципов, не умея связывать их между собой, применять в других условиях. Лучший результат достигается, когда дети обучаются на практике, когда им дается реальная возможность активно исследовать понятия и связи, решать задачи, относящиеся к реальной жизни.

Младший школьный возраст  содержит в себе значительный потенциал умственного развития, прогресс которого за первые три-четыре года обучения значителен: от бедного логикой мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. В этом возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Информация о работе Изучение государственных символов России как средство формирования бережного отношения к Родине