Школьная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:43, доклад

Описание

На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения в системе общего образования. Сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.
Частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые - дорогие и привилегированные. Они стали возрождаться в начале 1990-х годов, после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ.

Работа состоит из  1 файл

Школьная система.docx

— 23.72 Кб (Скачать документ)

Школьная система

На рубеже 1980-1990-х гг. произошли  серьезные изменения в системе  общего образования. Сократились сроки  обязательного обучения; сложилась  промежуточная ступень между  начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.

Частные учебные заведения, как правило, платные; некоторые - дорогие  и привилегированные. Они стали  возрождаться в начале 1990-х годов, после отхода от политики преследования  частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/95 учебном  году в Российской Федерации насчитывалось  примерно 450 негосударственных начальных  и средних школ. В них обучалось  около 40 тыс. школьников, что составило  приблизительно 0,1 % всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем  общественным учебным заведениям, что  проявляется, в первую очередь, в  сфере финансирования.

Частные школы создаются  преимущественно светскими лицами; некоторые учреждаются различными церквями. Как и государственные, эти учебные заведения отделены от церкви и религии. Религиозное обучение является частным делом граждан.

Система общего профессионального  образования включает несколько  типов учебных заведений: профессионально- технические училища (ПТУ) (1-2 года), техникумы (от 2 до 4 лет), технические лицеи (1-2 года) и технические колледжи (от 2 до 4 лет).

Учебные планы и программы  профессиональных школ бывают общеобразовательными и специальными. Специальное образование  состоит из общепрофессионального и профилирующего. Первое включает такие предметы, как черчение, электротехника, стандарты производства, управление производством и др. Оно изменяется согласно выбранной учащимся профессии. Второе – многовариантно и зависит от приобретаемой специальности. Например, будущие операторы ЭВМ изучают язык, программы, оборудование компьютера.

Учебные планы и программы  техникумов, технических лицеев и  технических колледжей более  обширны, чем учебные планы и  программы ПТУ. Выпускники этих заведений  имеют право поступать в технические  вузы. Технические лицеи и технические  колледжи или высшие профессиональные училища (ВПУ) заменили многие ПТУ и  техникумы. Уровень подготовки в  них выше. Так, технические лицеи  готовят не только квалифицированных  рабочих, но и техников. Технические  колледжи готовят квалифицированных  рабочих, преподавателей ПТУ, техников, младших инженеров.

Система образования подчиняется Федеральному министерству, органам управления субъектов Российской Федерации, местным муниципальным органам управления. В компетенции федеральных органов прежде всего находится разработка целевых программ развития образования, общегосударственных стандартов обучения, определение порядка аттестации работников образования, формирование структуры системы образования, финансирование образовательных учреждений.

На региональном уровне народным образованием ведают органы управления образованием, а также местные  органы самоуправления. В их компетенцию  входят регистрация общеобразовательных  учреждений; разработка региональных базисных учебных планов, национально-регионального  компонента программы общего образования; организация питания учащихся; вопросы  перевода отдельных учащихся в коррекционные  классы и классы компенсирующего  обучения и др.

Педагогические  коллективы на всех ступенях общего образования прочно феминизированы. По среднестатистическим данным учителя не испытывают особых перегрузок: на одного учителя приходится 15 учеников. Но во многих городах школы перегружены; из-за переполненности школ учителя вынуждены заниматься со значительной частью учеников (около 30 %) во вторую и третью смены.

Если на Западе и в Японии учителя входят в разряд высокооплачиваемых служащих, то в России заработная плата  не обеспечивает преподавателям достойной  жизни.

Страна испытывает нехватку квалифицированных учителей. Так, в 1995/96 учебном году в общеобразовательных  учебных заведениях не хватало около 13,5 тыс. учителей. Одной из главных  причин создавшегося положения является снижение престижа профессии учителя. Чтобы повысить этот престиж, предпринимаются  специальные меры, например, проводятся региональные и национальные конкурсы "Учитель года". Победитель общероссийского  конкурса становится обладателем денежной премии и приза - хрустального пеликана.

Российские ученые разрабатывают  модели идеального учителя и его  подготовки. Оригинальная модель подготовки учителя предложена В.А. Сластениным. Она построена на основе подхода, который позволяет формировать целостную личность учителя. Подобная модель предполагает, что современный педагог должен обладать началами экономического образования, умениями организационной и воспитательной работы, компьютерной грамотностью, высокой культурой, хорошим знанием иностранного языка, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способным к инновациям. Будущему учителю следует быть открытым для экспериментов и одновременно оставаться толерантным в отношении сложившейся организации обучения. Он должен обладать высокими моральными качествами, любить своих учеников. Необходимо, чтобы его личностные качества находились в гармонии с профессиональными знаниями и способностями. У будущего учителя следует воспитывать культуру мышления. Он должен уметь самостоятельно приобретать информацию.

По мнению В.А. Сластенина, программа педагогического образования переполнена информативным материалом, вследствие чего относительно стабильные кардинальные принципы и идеи теряются в море фактов. Педагогическое образование должно давать общие педагогические знания и умения, формировать типичные профессионально-личностные качества учителя и качества, соответствующие специализации (филолог, химик, математик и пр.) Личность учителя должна быть индивидуальной. Метод такого педагогического образования -проблемное обучение, когда знания приобретаются в ходе дискуссий, в процессе преодоления трудностей, связанных с усвоением знаний. Будущий педагог должен учиться, соприкасаясь с проблемами, которые ему предстоит решать в школе. Получая педагогическое образование, студенты должны систематически анализировать различные педагогические ситуации, искать выход из них.

Сегодня между идеальными моделями и реальным положением дел  существует заметная разница. На практике в педагогическом образовании доминирует функциональный подход, который выражается в слабых связях между учебными дисциплинами, в подготовке к отдельным видам  учебной и педагогической деятельности. Вследствие этого отсутствует целостное  педагогическое образование.

Учителей начальной школы  готовят педагогические училища  и педагогические колледжи (1-3 года), а также специализированные 4-5-летние факультеты в педагогических институтах и педагогических университетах. Учителей средних школ готовят педагогические институты, педагогические университеты и университеты (5 лет).

Программа подготовки учителя  средней школы состоит из двух блоков. В первый блок входят предметы, соответствующие профилю факультета (исторический, математический, биолого-химический, физический, географический, филологический, иностранных языков и др.). Второй блок включает комплекс психолого-педагогических дисциплин (теория педагогики, педагогическая антропология, психология, методики обучения, история педагогики, сравнительная педагогика и пр.) и педагогическую практику.

Педагогическая подготовка состоит из общего, особенного и  единичного. Общее - это нормативные  педагогические дисциплины, которые  обеспечивают формирование фундаментальных  знаний в области педагогики, овладение  основами педагогических умений и навыков, необходимых каждому учителю. Особенное - это дополнительные элективные дисциплины по выбору, факультативы (с учетом специфики факультетов). Единичное – это индивидуальные занятия (работа по индивидуальному плану, самостоятельная работа), направленные на развитие творческих способностей студентов, приобретение ими опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы.

Педагогическое образование  в педагогических институтах, педагогических университетах и университетах  имеет определенные различия. В университетах  психолого-педагогическая подготовка менее насыщенна. В педагогических университетах программы предусматривают  значительно больший спектр специализации, чем в педагогических институтах.

В стране действует система  государственных учреждений по повышению  квалификации и переподготовке учителей. Основную роль играют республиканские, краевые, областные и городские  институты усовершенствования учителей (ИУУ). ИУУ организуют курсы повышения  квалификации (до 3 мес.), открытые уроки, семинары, методические объединения, совещания  учителей, педагогические чтения.

Стандартными программами  курсов повышения квалификации предусматриваются  изучение психолого-педагогических проблем, научно-методическая подготовка. Около 65 % учебного времени отведено на лекции, остальные часы – на практические и семинарские занятия. ИУУ могут  самостоятельно корректировать программы  курсов повышения квалификации.

Переподготовкой и повышением квалификации учителей занимаются также  районные и городские педагогические методические кабинеты. Они организуют конференции, семинары. Их участники  заслушивают и обсуждают доклады, знакомятся с опытом работы учебных  заведений, осваивают новые методы обучения, техническСостав преподавателей ИУУ и педагогических методических кабинетов формируется из квалифицированных учителей, ученых, преподавателей педагогических вузов. В повышении квалификации учителей принимают участие педагогические институты и педагогические университеты. При них организуются семинары, конференции, школы для учителей.

Федеральной программой развития образования (1992-1993) предусмотрено модернизировать  систему учреждений по повышению  квалификации учителей.

Полемика о путях образования  и воспитания

В конце 1980-х - начале 1990-х  гг. в России ослабла традиционно  сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10 % выпускников  средней школы проявили интерес  к учебе. В 1987 г. 50 % опрошенных учащихся старших классов поставили образование  в середине перечня социальных ценностей - после дружбы, любви, силы, поп музыки, денег, секса и др. Во время опросов  общественного мнения в конце 80-х  годов образование назвали приоритетным 10-12 % респондентов. Резкое снижение уровня жизни россиян оказалось проблемой  куда более актуальной.

Однако в середине 1990-х  годов произошел новый всплеск  интереса к образованию. Растут конкурсы в высшие учебные заведения. Если в 1992 г. в университетах на 1 место  претендовало в среднем 2 человека, то в 1997 г. - 5 человек, в юридические  вузы - 10, а не 8, в технические -2,2, а не 1,8. Такая тенденция означает, что в обществе возрождается понимание  того, что образование необходимо для жизненного успеха, что в России сохранилась традиция высокой духовности.

Значительная часть российских педагогов в соответствии с традициям марксизма полагает, что воспитание - это "целенаправленный процесс формирования личности", т. е. процесс, посредством которого решаются задачи социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Популярен такой взгляд на воспитание, который предполагает, что общественное должно быть представлено в индивидуальном, вследствие чего в дальнейшем происходит интеграция личности с коллективом.

В 1990-х гг. многие российские ученые пытались выработать новую философско-педагогическую концепцию воспитания. При этом некоторые  фактически предложили иные средства воспитания для достижения прежней  цели - формирования человека, полностью  детерминированного социально. Как  замечал критик такого подхода О.С. Газман, создавалась иллюзия, будто методами социализации можно решить проблемы отдельного человека.

Газман предложил свое видение гуманистической концепции воспитания, в основе которой лежит признание экзистенциальной сущности ребенка и его права на свободное самоопределение и самореализацию, на индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Он поддержал гуманистическое представление о человеке, как существе одновременно природном, социальном и экзистенциальном. Под экзистенциальностью понимаются способность к автономному существованию, умение самостоятельно (учитывая биологическую и социальную заданность, но преодолевая ее) строить собственную судьбу и взаимоотношения с миром. Чтобы реализовать три указанные ипостаси ("биологическое", "социальное" и "экзистенциальное"), предлагалась "педагогика свободы", осуществляемая в четырех процессах. Эти процессы таковы: проявление заботы, обучение, воспитание, оказание педагогической поддержки. Проявление заботы - это удовлетворение первичных потребностей (в тепле, еде, гигиене, общении, сне и пр.), защита (от дурных людей, природных стихий, антикультуры), удовлетворение первичных интересов (игрушка, зрелище, досуг и пр.). Субъектами такой заботы выступают учителя, врачи, родители, старшие ребята. Воспитывать - обучать предполагалось при соблюдении трех принципиальных условий: гуманных содержания и направления передаваемых норм поведения; организации опыта гуманистических отношений; демократического стиля обучения. Педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также способов преодоления препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.

В 1990-х гг. произошли изменения  в официальной стратегии воспитания. Перед школой была поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить индивидуальное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную при тоталитарном режиме психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Школу ориентируют на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Новой задачей является подготовка к деятельности за пределами России.

Вплоть до конца 1980-х гг. определенный отпечаток на школьную систему воспитания накладывала  глобальная идеологическая конфронтация с Западом, когда он рассматривался как потенциальный противник. Провозглашались  идеи коммунистического, классового воспитания. С окончанием "холодной войны", распадом Советского Союза в воспитании произошли важные перемены. Ушло в  прошлое моноидеологическое коммунистическое воспитание. В учебных заведениях запрещена деятельность политических партий. В школе возник идейно-политический вакуум, который необходимо было заполнить новым содержанием. В качестве такового можно рассматривать концепцию нейтралитета школы, которая трактуется как политический и идейный плюрализм и многообразие, отказ от крайностей при формировании подрастающего поколения. Новая парадигма воспитания предусматривает идейную толерантность. Утверждается свобода совести, т.е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

Информация о работе Школьная система