Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"

Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".

Работа состоит из  1 файл

основы олиго.doc

— 529.50 Кб (Скачать документ)

Предмет, цели и задачи олигофренопедагогики 

Олигофренопедагогика- это наука о закономерностях  обучения и воспитания детей с  нарушением интеллекта. 

Задачи:

  1. Изучение педагогических закономерностей развития детей с нарушением интеллекта
  2. Построение, определение, обоснование педагогических теорий систем образования лиц с нарушением интеллекта
  3. Изучение законов и закономерностей образования лиц с нарушением интеллекта

Цели: подготовка лиц с нарушением интеллекта к  социальной адаптации и интеграции в общество. 

 Предметом является теория и практика образования лиц с нарушением интеллекта, которая включает в себя изучение особенностей развития детей с нарушением интеллекта и их образования. 

Связь олигофренопедагогики с другими науками 

Олигофренопедагогика  как наука тесно связана с блоком педагогических, медицинских, психологических наук.

Медицинские науки: невропатология, анатомия, физиология, связана с детской педиатрией.

Психологические науки: общая и специальная психология, психолого-педагогическая диагностика, патопсихология.

Педагогические  науки: общая педагогика, история  образования философии, специальная  педагогика (сурдо-,тифло-) 

Методы  научного педагогического  исследования в олигофренопедагогике

Олигофренопедагогика  как наука опирается на методы научного и научно-педагогического исследования.

Философия- метод  научного исследования. Это система  способов, с помощью которых изучается  действительность, которая зависит  от субъекта и объекта.

Методология- изучение о методах, которые использует та или иная наука. Олигофренопедагогика опирается на общие методы научно- педагогического исследования, так как самостоятельная наука. Общие -> философские методы познания.

Теоретические методы исследования- анализ, синтез, обобщение.

Частно- научные  методы- это группа методов, которая используется отдельными науками на отдельных этапах познания той или иной действительности.

При научном  методе используются понятия: закон  и закономерность обучения, воспитание, развитие, компенсация (виды), коррекция (виды), интеграция, социальная адаптация, реабилитация. 

Система помощи детям с  нарушением интеллекта в РФ

История общего воспитания и обучения аномальных детей  в России началась со второй половины 19 века до Великой Октябрьской Революции. Большинство детей с отклонениями в развитии не было охвачено обучение и воспитание. В конце 80-х годов 19 века в России действовали училища для слепых, глухих, и приюты для умственно отсталых детей. Приюты и частные заведения в России были единичными на пожертвования и частные средства заведения. После Октябрьской Революции советское государство взяло на себя заботу дефектных детей, и эти учреждения были переданы в руки        Народного комиссариата просвещения (наркомпрос).

Школы на трудовых началах были ориентированы на трудовое воспитание. Кроме таких школ были созданы детские дома, трудовые колонии и другие учреждения. С 17 по 20 годы шло смешение дефектов детей с беспризорниками, сиротами и др. В конце 20-х годов ХХ века стала расти сеть специальных школ для глухих, слепых, умственно отсталых детей. Эти специальные школы были обеспеченны программами, учебниками. Исключением были государственные, не платные школы. Детей распределяли по дефекту. Одним из ведущих принципов этих школ был- дифференциация обучения. В каждой школе было организованно специальное обучение и воспитание с использованием коррекционно-педагогических методов работы.

Учебные планы  были ориентированы на профессиональное трудовое обучение. Сейчас в системе образования мы имеем специальные коррекционные детские сады, специальные коррекционные группы, специальные образовательные учреждения, кроме этого специальные детские ясли.

Школа VIII вида для детей с нарушением интеллекта; VII-для детей с ЗПР.

Имеются вечерние школы (школы рабочей молодежи).

Дети которые  имеют стадию имбицильности после 9 класса находятся в специальных учреждениях или дома под присмотром родителей, опекунов. Они являются инвалидами, получают пенсию. Зарабатывают надомным трудом.

Дети у которых  идиотия помещаются в дома- интернаты и находятся под опекой государства. Кроме системы образования таким детям оказывает помощь система здравоохранения.

В период нахождения ребенка в поликлинике на учете, ребенка комплексно обслуживают, выявляются имеющиеся отклонения, назначаются  лечение и профилактика.

При поступлении  в образовательное учреждение детей 2 раза в год  обследуют специалисты, в начале и в конце года. Назначается комплекс лечения, терапия. Кроме этого в школе дети получают помощь медсестры.

Учреждения системы  социального обеспечения. Они занимаются социальными вопросами финансирования такого ребенка. 

Обучение, воспитание, развитие и коррекция как  единый педагогический процесс. 

Педагогический  процесс- это система, которая включает объект изучения и воспитания, педагогические компоненты, взаимодействующие между собой.

Развитие- это  сложный процесс количественных и качественных изменений в организме.

Развитие связанно с понятием личности. Как личность, человек формируется в социальной среде. Развитие может идти как в  регрессии, так и в прогрессии Развитие непосредственно связанно с наследственностью. Развитие среды может влиять и положительно и отрицательно на процесс развития наследственных фактов.

Наследственность  связанна с развитием и влияет на процесс формирования человека как  личности.

В понятие социальная среда входят: микро-, макро-, мега- среда.

Еще одна составляющая- это обучение и воспитание.

Воспитание- влияние  наследственности и среды может  корригироваться воспитанием.

Эффективность воспитывающего воздействия заключается  в постановке целей решения, систематичности и квалифицированном руководстве.

Воспитание- процесс  отодвинутый во время.

Процесс обучения тоже влияет на процесс развития, потому что обретает знания, умения и навыки.

Система медико- психолого-педагогических мер направленных на исправление нарушенных функций называется коррекцией. 

Сущность  процесса обучения в  коррекционной школе  VIII вида. 

Специальная коррекционная  школа VIII вида обеспечивает обучение детей с нарушением интеллекта. Обучение в этой школе имеет качественное содержание.

Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессиональной ориентации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят с 7-8 лет по рекомендации ПМПК.

Количество учащихся в классе с легкой степенью до 12 человек.

В классах- группах  с имбицильностью 5-6 человек.

Сроки обучения 9 лет, но сейчас разрабатывается 12 летнее обучение. В 10-12 классах идет профессиональная подготовка. После окончания 9 класса школы VIII вида детей направляют для обучения в специальные группы в профессиональные технические училища, где дети получают дальнейшие знания по той или иной профессии. После окончания ПТУ они создают семьи, социализируются в обществе.

Дети со стадией  имбицильности после окончания  школы находятся под опекой органов  социального обеспечения или  родственников на дому. Занимаются надомным трудом и получают пенсию по инвалидности.

Система помощи детям с нарушением интеллекта в  России:

  • Система образования
  • Система социальной помощи
  • Система медицинской помощи
 

Понятие «Умственная отсталость».

Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. 

К лицам с  нарушением интеллекта относятся лица со стойким необратимым нарушением преимущественно познавательной сферой возникающей вследствие органического  поражения коры головного мозга  имеющего диффузионный характер.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических  функций, которые отражаются в регуляции  поведения и деятельности.

Все это проявляется  в нарушении познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, речи, внимания). Страдает эмоционально- волевая сфера, моторика и личность в целом. 

Причины возникновения отставаний в умственном развитии. 

Причины умственной отсталости разнообразны:

  • Наследственные заболевания
  • Приобретенные заболевания

К наследственным может относится: микроцефалия, фения, нарушения в строении и числе  хромосом.

Вызвать нарушение  интеллекта могут и биологические  факторы действующие на плод в пренатальный период (инфекционные заболевания: свинка, корь). Пагубно сказывается на развитии плода курение, алкоголизм, неправильное питание, наркомания, различные психические и физические травмы, работа на вредном предприятии, неблагоприятные условия окружающей среды, имуннологический конфликт матери с ребенком по резус-фактору.

Установлено что степень снижения интеллекта зависит от времени возникновения дефекта, от степени нарушения и от времени удаления, применения коррекционно- компенсаторных мероприятий. Диагноз «Олигофрения» ставится детям до 3х лет, когда у детей эти нарушения проявляются. Если до 3х лет диагноз не поставлен, то потом очень трудно его поставить. 

Классификация умственной отсталости. 

3 степени нарушения  интеллекта.

1 степень- олигофрения  в стадии дибильности

2 степень- олигофрения  в стадии имбицильности

3 степень- олигофрения в стадии идиотии

По международной  классификации болезни выделяют:

Легкая-  F 70

Умеренная- F 71

Тяжелая- F 72

Глубокая- F 73

Другая умственная отсталость- F 78 (осложненная слепотой, глухотой и т.д.)

Неуточнённая-F 79

F 70-iQ 50-60, от 70 и выше-норма

F 71-iQ 35-49

F 72-iQ 20-34

F 73-iQ ниже 20 

Легкая  степень умственной отсталости. 

1 стадия- стадия  дибильности

Не значительная степень умственной отсталости. Эту категорию составляет большинство среди детей с нарушением интеллекта (70-80 %). Дети отстают в развитии, позже начинают ходить, поздно овладевают навыками самообслуживания. Физически слабые, часто болеют и т.д.

У них нарушен  активный и пассивный словарь, меньше по объему. Не понимают конструкцию  с отрицанием. Плохо понимают вопросы  собеседника, нарушена предметно-игровая деятельность. В дошкольном возрасте мунипулятивная игровая деятельность. Общее развитие ребёнка затруднено, поэтому необходимо проводить воспитание и обучение в специальных коррекционных группах, по специальным программам, материалам. Если ребенок не получил специальной медико- педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Очень часто  дети с легкой степенью нарушения  интеллекта воспитываются в условиях массового детского сада, т.к. отставание не ярко выражено. Попадая в массовую общеобразовательную группу, ребенок начинает испытывать затруднение в изучении учебного материала, ребенок остается на второй год, опять не усваевает программу, следовательно попадает в коррекционную школу VIII вида.

Дети с легкой степенью умственной отсталости нуждаются в специальных школах, специальных методах, программах, подходах, формах обучения.

Дети с легкой степенью нарушения интеллекта мало способны к моменту выпуска из школы, по своим клиническим, психофизическим проявлениям благополучно устраиваться. Они создают семьи,  имеют детей, общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, наследовать имущество, участвовать в выборах и т.д. 

Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"