Современный учитель истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект становления учительства в прошлом;
- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
- проанализировать образ учителя истории на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе ………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Современный учитель.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ духовного наставника, что свидетельствует о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе. Это неоднократно отмечалось исследователями и по сей день не утратило своей злободневности в связи с неослабевающим интересом современной науки к духовным истокам русского национального характера.  
Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах (Л.В. Рябова, И.Л. Сафронов).

     В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально-неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников.

     Среди образов педагогов, представленных в художественной и мемуарной  литературе, с большой долей условности можно выделить три типа: "консерватор", "чиновник", "прогрессист".  Между ними имеет место множество как бы переходных типов.

     Учитель - "консерватор": существующие нормы  для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерное в поведении: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

     В творчестве А.П. Чехова представлен  широкий спектр разнообразных коммуникативных  позиций профессионального учителя, поэтому акцент писателя перенесен  на стратегии и тактики педагогического  общения. Рассыпанные во множестве  реальных прототипов черты педагога-консерватора А.П.Чехов сконцентрировал в сатирическом образе Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. "Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный". Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. Стремление учителя-"консерватора" к точному исполнению постановлений и распоряжений обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии. На педсоветах он "угнетал? своею мнительностью, давил на всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и, в конце концов, исключали и Петрова, и Егорова" [13;  100-101].

     Другой  широко распространенный тип - "чиновник". Это учитель, который соблюдал все  свои обязанности, но с большой долей  формализма. Казенно-рутинное отношение  к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете. Учащиеся видели противоречие между образом жизни педагога и теми идеалами, которые он провозглашает: "Есть ли возможность делать какое бы то ни было дело, когда вы видите, что это дело никто не любит? На кафедре сидит учитель, мне только и видно, что на нем вицмундир надет, что он чиновник, а больше ничего, да каждый из них чиновник и есть. Час свой отсидит, и довольно. Ведь коль семь лет фигуру-то эдакую перед собой видишь, какая же любовь к науке родится?" [2; 97].

     Учитель-"чиновник" с верноподданическим отношением к  властям предержащим запечатлен в образах Передонова (Ф.К.Сологуб "Мелкий бес"), Бурмейстера (К.И.Чуковский "Гимназия. Воспоминания детства").

     Третий, любимый гимназистами тип учителя - "прогрессист", как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к гимназическим традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Например, если он отрицал религиозное мировоззрение, то старался уходить из класса сразу после занятий или приходить в гимназию непосредственно к уроку, чтобы не контролировать молитву, читаемую в начале и конце учебного дня.

     В большинстве художественных произведений и воспоминаний выпускников гимназий любимыми учителями показаны словесники. Для К.Г.Паустовского таким был  учитель латинского языка  Субоч. Его страстность, энергия, своеобразная манера ведения занятий, заразительная любовь к преподаваемому предмету, сердечное отношение к гимназистам действовали на всех неотразимо.

     Своего  преподавателя словесности  (Науменко) В.Г.Короленко описал так: "Уроков он не задавал, да почти никогда и не спрашивал. Отметки ставил по результатам сочинений и по общему впечатлению... Знания приходили сами, благодаря стремлению к ним - не те знания, которые только на языке и которые можно отбарабанить в пять-десять минут по учебнику, но несравненно более глубокая ориентированность. Авторитет его был огромен, влияние сказывалось долго и после выхода из гимназии" [9; 44].

     Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ  педагога,  является рассказ  В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что  учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов). В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель  имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно,  для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

     В отношениях с ребятами к учителю  было применимо выражение «вторая  мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя  раскрывался  в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства.

     Нравственный  облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.

     Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.

     Есть  в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

     В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность «почётно» отступить  на «хорошо подготовленные» позиции  отчего дома, тем более, что и мама Надина убеждена: «Жизнь свою человек  способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё неведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.

     Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

     Нельзя  не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В Быкова. В своём произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны. В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, человек с большой буквы.

     В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф. Искандером,  у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.  В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом  может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую  шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка является положительной. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок педагога  прежде всего оценивается им самим, поскольку  он должен  находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым.

     Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается  поступок  Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как  недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.  

     Следовательно, образ педагога в доперестроечное  время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе  отражает историческую действительность.

     В перестроечное время у людей  меняются взгляды. На первый план выходят  материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога  появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и  занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.

     Это наблюдается в  повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка».    Учительница  представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего  средством подъёма по карьерной лестнице. Учительница беспокоится за  внешнюю успеваемость  класса. Она стремится выделиться, ей нужно,  чтобы  её заметили, поэтому она  выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

     Рассматривая  образ учителя, следует проанализировать и отношение к классному руководству, поскольку образ классного руководителя также  позволяет проследить особенности взаимоотношений  учащихся и учителя. Здесь следует рассмотреть образ  Маргариты Ивановны из повести В. Железникова  «Чучело». Это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя,   озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные  события в жизни класса она легкомысленно игнорирует,  классные проблемы  кажутся незначительными на фоне её собственных.  Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает  с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие -  на ее действия.

     Следует, однако, отметить, что наряду с новыми образами учителя сохраняется и  традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления. Такой образ присутствует в повести Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»: пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Однако и Марта Ильинична не является идеальным образом: ей не хватает той энергии, которая есть в Ларисе. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит,  ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.

Информация о работе Современный учитель истории